Вокзальная площадь (Выборг)


Вокзальная площадь — площадь у железнодорожного вокзала Выборга, при пересечении улиц Вокзальной, Железнодорожной и Ленинградского проспекта. Примыкает к другой городской площади — Привокзальной.

Формирование площади было предусмотрено генеральным планом развития Выборга 1861 года, разработанным выборгским губернским землемером Б. О. Нюмальмом. В 1863 году начались работы по прокладке от Выборгского порта Александровской перспективы (ныне Ленинградский проспект) до планируемой железной дороги путём засыпки части залива материалами от разбираемых куртин Рогатой крепости. На отвоёванной у залива территории образовалась обширная площадь, в северо-восточной части которой по проекту К.А. Эдельфельта[фин.] в 1869 году было построено деревянное здание вокзала для новой Финляндской железной дороги (Санкт-Петербург — Гельсингфорс), открытой в 1870 году. Другой постройкой на площади стала гостиница «Европа», возведённая в 1870-х годах.

Финское название Rautatieaseman aukio переводится как площадь Железнодорожного вокзала; в русской литературе площадь первоначально именовалась Железнодорожной, затем, с сороковых годов 20 века, параллельно использовались названия «Привокзальная» и «Вокзальная».

С начала XX века деревянная застройка площади уступает место каменной. В 1913 году по проекту архитекторов Элиэля Сааринена и Германа Гезелиуса было построено новое гранитное здание вокзала в стиле национального романтизма, по конструктивному решению аналогичное зданию вокзала в Гельсингфорсе. Оно разместилось ближе к береговой линии, на месте снесённой гостиницы «Европа». Другим заметным зданием в том же стиле стал дом М. Пиетинена, возведённый в 1907 году. Фасад, выходящий на площадь, был спроектирован архитектором А. Линдгреном. Поблизости сформировался небольшой Треугольный сквер, примкнувший к площади.

Площадь приобрела значение важного транспортного узла: не только для железнодорожного, но также трамвайного и автомобильного. На ней с 1929 года функционирует первая в Финляндии автомобильная заправочная станция, спроектированная архитектором О.-И. Мёурманом для фирмы «Shell». А в 1932 году в стиле функционализма здесь был выстроен первый в Фенноскандии автовокзал, спроектированный В. Кейняненом и расширенный в 1936 году архитектором У. Ульбергом.

Во время советско-финской войны 1941−1944 г. здание выборгского железнодорожного вокзала было разрушено. Сохранилась его небольшая часть — багажное отделение. Серьёзно пострадал и бывший дом Пиетинена, восстановленный с отклонениями от первоначального проекта. Послевоенное здание вокзала в стиле сталинский ампир возведено в 1953 году по проекту А. В. Васильева, Д. С. Гольдгора, С. Б. Сперанского и А. Н. Беркова. Напротив в 1959 году выстроено близкое по стилю жилое здание, на первом этаже которого длительное время располагались управление Выборгской таможни и валютный магазин «Берёзка».