Выборгский железнодорожный вокзал (1869)


Выборгский железнодорожный вокзал — деревянное здание вокзала на Выборгской железнодорожной станции, построенное в 1869 году и разобранное в 1913 году в связи с возведением каменного вокзального комплекса.

Территория, на которой был построен вокзал, до 1860-х годов находилась за пределами города. Она относилась к Петербургскому форштадту — предместью Выборга с неупорядоченной деревянной застройкой. В 1861 году выборгским губернским землемером Б. О. Нюмальмом был разработан городской план, предусматривавший снос устаревших укреплений Выборгской крепости и формирование сети новых прямых улиц, разделивших территорию бывшего форштадта на участки правильной формы. В соответствии с планом через Выборг была проложена Финляндская железная дорога, и в 1869 году, к открытию железнодорожной линии Санкт-Петербург — Гельсингфорс, на окраине города у подножия Ильинской горы было возведено первое здание выборгского вокзала.

Проекты железнодорожных вокзалов Великого княжества Финляндского разрабатывались под руководством главного директора главного управления публичных зданий[фин.] К. А. Эдельфельта[фин.]. В литературе высказываются предположения, что автором неподписанных чертежей выборгского вокзала 1868 года мог быть сотрудник управления: архитектор К. Нюландер[фин.] либо В. Вестлинг[фин.].

При строительстве сооружений железнодорожной станции много усилий было потрачено на отсыпку грунта для выравнивания побережья Выборгского залива и укрепление фундамента построек. Деревянное здание вокзала представляло собой два больших двухэтажных павильона, соединённых одноэтажной галереей с парадным входом. Для трёхчастной композиции выборгского вокзала, как и всех деревянных вокзалов Финляндской железной дороги павильонного типа, характерна симметрия фасада. Центральная часть здания выделялась открытой верандой с декоративной резьбой — этот приём в дальнейшем использовался и в проектах других финляндских вокзалов. Тогда же появился и первый центральный проходной зал с кассами и отдельными залами ожидания для пассажиров I-II и III-IV классов. К павильонам, украшенным на уровне второго этажа балконами, примыкали одноэтажные пристройки, в которых размещались различные службы железной дороги. Привлекало внимание нарядное крыльцо парадного входа с кровлей под колоннами на уровне второго этажа. По всей длине здания вокзала со стороны перрона был сооружён навес от дождя и снега. Центральная часть навеса являлась продолжением вокзальной кровли.

Для оформления фасадов выборгского вокзала определяющее значение имело использование дерева в качестве строительного материала, но при этом очевидна концептуальная связь его архитектуры с первым зданием Финляндского вокзала.