Воячек, Игнатий Каспарович


Игнатий Каспарович Воячек (собственно Гынек Воячек, чеш. Hynek Vojáček; 4 декабря 1825, Злин — 27 января (9 февраля) 1916, Петроград) — российский музыкант и музыкальный педагог чешского происхождения.

Сын органиста и собирателя народных песен Кашпара Воячека. Учился у своего отца, затем у органиста Йозефа Данека во Всетине. В 1838 г. поступил в школу Старобрненского монастыря, где среди прочего изучал музыку под руководством Готфрида Ригера и философию под руководством Франтишека Клацела; среди товарищей Воячека по монастырской школе был будущий композитор Алоис Гниличка[чеш.]. В 1845—1846 гг. продолжил изучение философии в Венском университете.

В 1846—1848 гг. работал домашним учителем у графов Бетлен[венг.] в Якобштадте[венг.] в Трансильвании. Затем, когда регион охватили волнения 1848 года и графский дом был разорён восставшими (причём погибли все сочинения, записи и обработки Воячека за три года), короткое время преподавал в Коложваре, после чего вернулся во Всетин, руководил концертами в замке Новый Светлов[чеш.], затем до 1851 г. мужским хором в Брно, в этот период написал много хоровой церковной музыки. Всё это время занимался, как и его отец, сбором и обработкой музыкального фольклора, преимущественно славянского. В 1853 г. оказался в Вене, где познакомился познакомился с композитором Алексеем Львовым, пригласившим его на должность учителя музыки в дом генерала Евгения Самсонова, женатого на сестре Львова Надежде. После недолгой работы у Самсоновых в Бресте и преподавания там же в кадетском корпусе Воячек проследовал в Санкт-Петербург, где в 1855—1857 гг. состоял капельмейстером в Лейб-Гвардии Преображенском полку.

В 1857 г. поступил в оркестр Михайловского театра фаготистом и играл в этом оркестре на протяжении 50 лет. Одновременно сотрудничал как органист, а с 1870 г. и как дирижёр, с Мариинским театром. С 1863 года преподавал в Санкт-Петербургской консерватории сольфеджио и начала теории музыки, в 1866—1912 гг. профессор оркестровки, преподавал также в Николаевском институте. Одновременно продолжал работать как органист и дирижёр. Пропагандировал в России чешскую музыку. Поддерживая связь с Чехией, регулярно посещал её и переписывался с чешскими коллегами, в том числе (с 1905 г.) с Леошем Яначеком. Публиковал статьи о русской музыке в чешских журналах. 18 ноября 1862 г. Торжественная увертюра (чеш. Slavnostní předehra) Воячека прозвучала при открытии в Праге Временного театра[чеш.], предшественника Национальной оперы.