Время (журнал)


«Вре́мя» — литературный и политический журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге М. М. Достоевским в 18611863 годах. Ф. М. Достоевский заведовал художественным и критическим отделами[1]. Печатался в типографии Э. Праца. За годы издания всего вышло 28 книг[3], в 1863 году появилось 4 номера, после чего журнал был закрыт. С 1864 года преемником «Времени» стал журнал братьев М. М. и Ф. М. Достоевских «Эпоха».

Библиографическая справка Н. Л. Шиловой свидетельствует о большом успехе журнала среди подписчиков, который вскоре после начала публикации «стал соперничать с самыми популярными периодическими изданиями: только за первый год издания „Время“ сравнялось по количеству подписчиков с „Отечественными записками“ и „Русским словом“ (около 4 000 подписчиков) и заняло третью позицию по отношению к двум абсолютным лидерам — „СовременникуН. А. Некрасова (7 000 подписчиков) и „Русскому вестникуМ. Н. Каткова (5 700 подписчиков)»[4]. В 1863 году «Время» имело 4 302 подписчика[5].

В редакционный кружок журнала входили М. М. Достоевский, Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев[6] и Н. Н. Страхов[7][4]. При редакции образовался литературный кружок, состоявший из сотрудников журнала[8].

В сентябре 1860 года Ф. М. Достоевский опубликовал «Объявление о подписке на журнал "Время" на 1861 год», которое отразило основное направление журнала — почвенничество[1].

А. А. Григорьев и Ф. М. Достоевский давали критический анализ русской литературы. Философский отдел вёл Н. Н. Страхов (под псевдонимом Н. Косица), выступивший также с рядом критических статей о литературе. В. П. Попов[9] публиковал обзоры произведений зарубежных авторов, А. Е. Разин[10] был автором статей о внутренней и внешней политике.

Сотрудники редакции «Времени» вели полемику с журналами «Русский вестник» М. Н. Каткова и «Современник», газетой «День». «Время» продолжало литературно-художественную линию так называемой «молодой редакции» «Москвитянина»; восставая против эстетизма («искусство для искусства»), оно в своём специфическом культе Островского и Пушкина не солидаризировалось и с защитниками формулы «искусство для жизни» («Современником»)[11].