Эстетизм


Эстети́зм (греч. αισθητός, разумный; от др.-греч. αίσθάνομαι/эйсфеномэ — чувствовать; αίσθητικός/эйсетикос — воспринимаемый чувствами, имеющий отношение к чувственному восприятию) — подход к жизни, в основу которого положено убеждение о преобладании в жизни эстетических ценностей над этическими, над прагматическими обстоятельствами, утилитарными потребностями, социально-экономическими факторами, политическими, религиозными и моральными установлениями. В искусстве — преобладание прекрасной формы над содержанием. Отсюда второй, производный поведенческий термин — эстетство.

Эстетизм получил наибольшее распространение в Великобритании, где часто рассматривается как локальное ответвление общих для Европы настроений декадентстваконца века»). Как и декадентство в целом, эстетизм возник в богемной среде и распространился в сообществе художников в качестве реакции на чрезмерное морализаторство и социальный детерминизм викторианской эпохи. Его корни уходят в романтизм китсовского направления. Тем не менее многие склонны различать и даже противопоставлять понятия эстетизма и декадентства[2].

В Великобритании основным идеологом эстетизма считается оксфордский профессор Уолтер Патер (Пэйтер). Ключевыми стали его работы, опубликованные в 1867—1868 годах, в которых он утверждал, что жизнь нужно проживать, неумолимо следуя идеалу красоты. Книга Патера «Очерки по истории Ренессанса» (1873) стала настольной для очарованных искусством молодых людей викторианской эпохи. Писатели-декаденты подняли на щит французский лозунг «искусство ради искусства» (фр. l’art pour l’art), изобретение которого приписывали философу Кузену, а популяризацию — Теофилю Готье[3]. Этот лозунг подразумевал самоценность искусства и, как следствие, отрицание морального начала творчества.

Эстетизм — как явление элитарное и далёкое от широких слоёв общества — часто становился мишенью насмешек в популярном журнале «Панч» и в любимых обывателями водевилях (напр., комическая опера «Пейшенс» Гилберта и Салливана). Непоправимый удар по авторитету сторонников эстетизма, группировавшихся вокруг альманаха «Жёлтая книга», нанёс судебный процесс над Оскаром Уайльдом (1895), воспринятый обществом как доказательство того, что крайности эстетизма ведут к имморализму и чреваты развращением молодёжи.

В континентальной Европе идеи, созвучные британскому эстетизму, развивали, среди прочих, Стефан Малларме и Поль Валери во Франции, Стефан Георге и в Германии, Габриеле д’Аннунцио в Италии, Михаил Кузмин и художники «Мира искусства» в России[4].

Эстети́ческое движе́ние (англ. Aesthetic movement) — конкретно-исторический термин, в отличие от предыдущих обозначающий общеевропейское движение, возникшее в последней трети XIX века под влиянием европейского романтизма, сочинений Дж. Китса, П. Б. Шелли, а также Дж. Рёскина, Д. Г. Россетти и живописи английских прерафаэлитов. Движение охватило литературу, архитектуру, оформление жилого интерьера, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство[5][6].