Всекохудожник


Всекохудо́жник (Всероссийское кооперативное объединение «Художник», Всероссийское кооперативное товарищество «Художник» (Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств) — Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобразительного искусства, существовавший с 1928 по 1953 год и объединявший артели художников, скульпторов, мастеров ремёсел.

Товарищество было реорганизовано 2 июля 1932 года во Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств («Всекохудожник»)[1]. Находился в ведении Всекопромсовета. В марте 1935 года «Всекохудожник» был передан в систему Наркомпроса РСФСР, с 1940 года — в систему СНК РСФСР, а затем Совет Министров РСФСР.

В 1920—1930-е годы артелью выпускались текстильные куклы высотой от 8 до 40 см в народных костюмах. Среди них «Акулина», «Деревенский парень», «Воронежка», «Смолянка» и другие[3]. Продукция реализовывалась через магазины «Торгсина» и не была доступна широкой аудитории в СССР. При этом такие сувениры пользовались популярностью у коллекционеров США, где в 1930—1940-е годы были выпущены каталоги с описаниями и названиями кукол и указанием их аукционных цен[4].

В выставочном помещении объединения проходили художественные выставки, в частности персональные Г. Мотовилова (1934), А. Дейнеки (1935—1936)[6], «Скульптура в дереве» (с июня 1935 года) с участием 10 художников (Н. Абакумцева, В. Ватагина, И. Ефимова, А. Кардашова, Я. Коорта, Ю. Кун, Е. Никифоровой, Б. Сандомирской, С. Чуракова, Д. Якерсона)[7][8].

С 1936 года в течение 2-х лет под руководством В. Батюшкова бригадой художников-макетчиков выполнены все бутафорские и макетные работы на выставке панорамы и диорам «Штурм Перекопа». Художники артели занимались оформлением Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ)[9].

В 1930-х годах в артели на базе старого кирпичного цеха бывшего завода Фортальновых в Гжели разрабатывался стиль, впоследствии закрепившийся за гжельской керамикой. Александр Салтыков привез из абрамцевской мастерской формы М. Врубеля, и до войны в Гжели несколько лет выпускались «Царь Берендей», «Похищение Европы», маски. Мастера приступили к воссозданию знаменитых майолики и полуфаянса предприятия, выполняли заказы для оформления павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), а с 1936 года — для московского метро. К 1940-м годам «Всекохудожник» считался времени самым крупным предприятием Гжели[10].