Кун, Юлия Альбертовна


Ю́лия Альбе́ртовна Кун (29 ноября 1894, Москва — 14 сентября 1980, Москва) — советский скульптор, совмещала деятельность в разных видах изобразительного искусства: от мелкой декоративной пластики до монументальных форм.

Родилась в Москве в семье потомственных почётных граждан[комм. 1]. Отец, Альберт Францевич, работал заведующим искусственным освещением Императорских Московских Большого и Малого театров, мать, Антонина Николаевна Игнатьева, была пианисткой, выпускницей Московской консерватории, ученицей П. И. Чайковского и Н. Г. Рубинштейна. Юлия любила рисовать, изучала историю изобразительного искусства и культуры, три иностранных языка[3]. Проводя много времени в родовой усадьбе близ Фатежа, она познакомилась с курским гимназистом В. М. Сметским, в 1913 году ставшим её мужем[4]. Окончила историко-филологический факультет Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского, работала в Рабкрине[2].

Начав учиться искусству в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище, с 1922 года продолжила обучение в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС)[комм. 2], среди её педагогов были А. С. Голубкина, Б. Д. Королёв, И. М. Чайков. Тогда же увлеклась созданием камей на слоновой кости[5][комм. 3].

Завершила обучение в 1926 году[7], тогда же участвовала в первой всесоюзной выставке Общества русских скульпторов[8], на которой представила витрину с камеями и скульптурный портрет сына. Там же на выставке состоялось знакомство со скульптором Степаном Эрьзей[9]. В ноябре того же года при участии А. В. Луначарского, Наркома просвещения РСФСР, была откомандирована вместе с Эрьзей в Париж для организации и проведения его выставок; согласно официальным бумагам — в качестве секретаря и переводчика[10][11][12][13].

Весной 1927 года вместе с Эрьзей отправились из Франции в Аргентину, — с целью «пропаганды советского искусства»[10]. В Буэнос-Айресе она продолжала ваять. Осваивала вдвоём с Эрьзей в качестве материала для скульптур местные экзотические породы: красное дерево (кебрачо), альгарробо, лавровишню, тисс, у неё появился излюбленный приём обработки древесины — гладкая полировка[2]. В конце года из-за окончания срока паспорта была вынуждена вернуться в СССР. Стараниями Эрьзи, обращавшегося к Луначарскому, весной 1929 года стала возможна новая поездка, продолжавшаяся три года. Как совслужащая, Кун была оформлена и числилась в советско-латиноамериканском торговом АО «Южамторг»[7][10][комм. 4]. За это время в Буэнос-Айресе прошло несколько её персональных выставок[5]. Однако, из-за военного переворота, предпринятого А. Хусто, отношения с СССР стали портиться, в 1931 году по обвинению в шпионаже «Южамторг» было закрыто, многие сотрудники арестованы, в том числе и Ю. Кун[14]. Началась кампания борьбы с левыми и последующее их выдворение из страны. Весной 1932 года Кун окончательно покинула Аргентину[10].


Статуя «Водный путь» у Северного речного вокзала
фото 2017 года