Чайков, Иосиф Моисеевич


Иосиф Моисеевич Чайков (13 декабря 1888[1][2][…], Киев[6][5] — 4 марта 1979[2][3][…], Москва[4][5]) — русский и советский скульптор, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), профессор.

Монументально-декоративные работы Чайкова отмечены динамикой композиции. Наиболее известна его композиция «Футболисты» (существует в двух вариантах — 1928 и 1938 годов, оба — Третьяковская галерея).

Родился 13 декабря 1888 года в Киеве. Вырос в семье деда, переписчика еврейских религиозных текстов. Начинал в Киеве учеником, а затем помощником гравёра. В 1910—1913 годах учился скульптуре в Париже у Аронсона и в Школе декоративных искусств, потом в Высшей школе изящных искусств.

В 1912 году Чайков вместе с группой молодых художников основал группу еврейских художников «Махмадим»; группа издавала журнал на иврите под тем же названием. В 1913 году участвовал в Осеннем салоне в Париже. В 1914 году вернулся в Россию. Активно участвовал в работе Култур-лиге в Киеве — иллюстрировал книги на идишe, вёл класс скульптуры в студии Култур-лиге, в 1918—1919 годах руководил детской художественной студией.

В революционные годы в Киеве занимался созданием наглядной агитации. В начале 1920-х годов — кубист. В 1920 году был среди организаторов Первой еврейской художественной выставки, организованной Култур-лиге в Киеве. Чайков стал идеологом нового еврейского искусства на основе пластических моделей Древнего Востока, соединённых с ориентализмом начала XX века и арт нуво.

В 1920 году переехал в Москву. Создавал подвижные скульптуры и комбинации «Мостостроитель» (1921), «Электрификатор» (1925), «Кузнец» (1927), отличавшиеся необычным планированием центра тяжести. Преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе скульптуру. Среди его учеников были М. Б. Айзенштадт, А. А. Арендт, И. А. Андреев, М. Г. Белашов, Е. П. Блинова, З. М. Виленский, А. Е. Зеленский, П. М. Кожин, Ю. А. Кун, Л. М. Писаревский, И. Л. Слоним, А. Л. Степанянц. В 1921 году опубликовал в изданной на идишe брошюре «Скульптор» своё программное заявление, где отказывался и от этнографического содержания, и от фольклорного или примитивистского стиля.