Вюрцбургская резиденция


Вюрцбургская резиденция (нем. Würzburger Residenz) — дворцово-парковый ансамбль в стиле барокко, главная достопримечательность франконского города Вюрцбург. Построен архитектором Балтазаром Нейманом в период с 1719 по 1744 годы. Внутреннее убранство продолжало создаваться вплоть до 1780-х годов.

До проводившейся в ходе секуляризации ликвидации церковных территориальных образований здесь находилась резиденция князей-епископов Вюрцбурга (до постройки этого дворца располагавшаяся на другом берегу Майна — на холме Святой Марии). Дворец относится к архитектурным шедеврам южнонемецкого барокко и позднего европейского барокко. Это первый из дворцов Германии, включённых ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

Строительство Вюрцбургской резиденции было начато при архиепископе Иоганне-Филиппе-Франце фон Шёнборне в 1719 году. Заказчик умер через четыре года, так и не увидев готового дворца. Дворец был спроектирован 33-летним Бальтазаром Нейманом, который закончил возведение стен в канун 1744 года — во время правления брата первоначального заказчика, князя-архиепископа Фридриха Карла из рода Шёнборнов.

В оформлении дворца фресками и штукко приняли участие Джованни Баттиста Тьеполо (Парадная лестница, украшенная самыми крупными потолочными фресками в мире, Императорский зал, придворная церковь), Антонио Джузеппе Босси (Белый зал) и Януариус Цик (Садовый зал). Плафон Парадной лестницы резиденции расписан знаменитым венецианским живописцем Джованни Баттиста Тьеполо с сыновьями Джандоменико и Лоренцо в 1750-1753 годах. Это произведение с аллегорическим изображением четырёх частей Света считается одной из вершин венецианского рокайльно-барочного стиля с приёмами trompe-l'œil.

Декоративное оформление интерьеров выполнялось в три этапа и началось ещё при Фридрихе Карле. При его преемнике Карле Филиппе фон Грейфенклау были выполнены известные живописные работы. Со смертью заказчика Грейфенклау закончилась эпоха «вюрцбургского рококо». Более поздние интерьеры, появившиеся при Адаме Фридрихе фон Зейнсгейме, выполнялись в более скромном стиле Людовика XVI.

В вюрцбургской резиденции в 1806—1813 годах трижды останавливался Наполеон I, последние два раза со своей второй женой Марией-Луизой, дядя которой, бывший тосканский правитель Фердинанд III, в это время был великим герцогом Вюрцбургским. В этот период некоторые помещения дворца («тосканские комнаты») были оформлены в неоклассическом стиле, на который повлиял и наполеоновский ампир.