Вёльфлин, Генрих


Генрих Вёльфлин (нем. Heinrich Wölfflin; 21 июня 1864, Винтертур — 19 июля 1945, Цюрих) — швейцарский писатель, историк и теоретик искусства. Создатель так называемого «формального метода» изучения произведений изобразительного искусства, оказавшего значительное влияние на развитие науки об искусстве.

Генрих Вёльфлин родился в образованной швейцарской семье профессора классической филологии Эдуарда фон Вёльфлина (1831—1908) и Берты фон Троль. Его отец читал лекции в университетах Цюриха (1856—1875), Эрлангена (1875—1880) и Мюнхена (1880—1905). Он был одним из инициаторов создания справочника-тезауруса по латинскому языку (Thesaurus Linguae Latinae). Младший брат — Эрнст Вёльфлин (1873—1960) — медик-офтальмолог.

Генрих учился в колледже Эрлангена, перешёл во второй класс гимназии Максимилиана в Мюнхене (Maximiliansgymnasiums), которую окончил в 1882 году. Он изучал философию в Базельском университете, Берлинском университете имени Фридриха Вильгельма (Friedrich-Wilhelms-Universität Berlin). Историю искусства — в Университете Людвига-Максимилиана в Мюнхене (Ludwig-Maximilians-Universität München), где его учителем был Якоб Буркхардт. Тема его инаугурационной диссертации, защищенной в Мюнхенском университете в 1886 году — «Введение в психологию архитектуры» (Prolegomena zu einer Psychologie der Architektur). Последующее двухлетнее пребывание стипендиатом Немецкого археологического института в Риме (Deutschen Archäologischen Institut in Rom) привело к его написанию докторской диссертации «Ренессанс и барокко» (Renaissance und Barock, 1888). В то время Вёльфлину было всего двадцать четыре года.

В 1893 году Генрих Вёльфлин сменил своего учителя Якоба Буркхардта на посту профессора истории искусств в Базельском университете. В 1901—1912 годах Вёльфлин руководил кафедрой истории искусств Берлинского университета. В декабре 1911 года прочитал в Берлинской Академии наук лекцию «Проблема стиля в изобразительном искусстве». В 1911—1925 годах работал в Мюнхене, преподавал вместо скончавшегося Бертольда Риля в Университете Людвига-Максимилиана, затем, с 1925 года в Цюрихе.

В Базеле у него были ученицы, такие как Адель Штёклин (1876—1960), которая позднее защитила докторскую диссертацию, художница Мария Лотц (1877—1970), Эмми Элизабет Кёттген (1868—1948), окончившая институт Цюриха, а затем стала учителем в Вальденбурге, и Мария Гундрум, поддерживавшая постоянную переписку с учителем[1].

Его учениками были Август Грисбах, Эрвин Антон Гуткинд, Эрнст Гомбрих, Курт Герстенберг, Карл Эйнштейн, Герман Бенкен, Эрнст Галь, Макс Зауэрленд, Пауль Франкл, Вальтер Рем, Эрвин Панофский, Курт Мартин, Юстус Бир и Ханс Роуз, а также художник Альф Байрл.