Гайхату


Гайхату (Кайхату, Гейхату; монг. Гайхат?, ᠭᠠᠶᠢᠬᠠᠯᠳᠤ?; — 24 марта 1295) — ильхан государства Хулагуидов (1291—1295), брат и преемник Аргуна. Имя Иринджин (Иринчин) Дорджи (от тиб. རིན་ཆེན་རྡོ་རྗེ, Вайли rin chen rdo rje; монг. Ринчиндорж) — «Драгоценный дорже», — которое выбито на его монетах, Гайхату получил после вступления на престол от своих буддийских священников (бакши).

Гайхату был сыном ильхана Абаги и Нукдан-хатун. По вступлении на престол Аргуна (1284) Гайхату стал наместником Рума. После смерти Аргуна его кандидатура рассматривалась монгольской знатью наряду с Газаном и Байду, который первоначально даже пользовался поддержкой большинства. Но окончательный выбор был сделан в пользу Гайхату, который был провозглашён ильханом 23 июля 1291 года близ Ахлата. Вторичная церемония в Аладаге 29 июня 1292 года, вероятно, связана с получением официального подтверждения избрания от великого хана Хубилая, номинального сюзерена ильханов.

С точки зрения внешней политики правление Гайхату было малосодержательным. Войска ильхана прибыли слишком поздно, чтобы предотвратить захват в июне 1292 года египетским султаном Ашрафом Халилем крепости Кал’ат ар-Рум, но мамлюки не стали развивать свой успех и дальнейших боевых действий с ними в ближайшие годы не было. Весной 1294 года было получено предложение мира от другого противника — золотоордынского хана Тохты.

Прорицатели убедили Гайхату, что Аргун правил только семь лет, так как пролил слишком много крови. Поэтому заговорщики, желавшие посадить на престол царевича Анбарчи, были пощажены. Один из них, эмир Тогачар, стал командующим частью армии, а другой, Садр ад-Дин Зенджани, 18 ноября 1292 года был назначен сахиб-диваном, получив беспрецедентный контроль над финансами.

Гайхату стремился к установлению мира между различными религиозными общинами. По словам автора «Истории мар Ябалахи III и раббан Саумы», «он дал каждому из представителей религий официальное положение и почтил глав всех учений (догм) — христиан, арабов, евреев и язычников»[1]. В противоположность правлению его предшественника, особое покровительство оказывалось мусульманам. Садр ад-Дин Зенджани получил титул Садр-и джихан («Садр (опора) мира») и военный чин темника. Его брат Кутб ад-Дин Ахмед как главный кади носил титул кутб-джихан. Монгольских эмиров Садр ад-Дин полностью отстранил от управления государством. Все попытки эмиров свергнуть министра потерпели неудачу. Жалобщики, по приказу Гайхату, были выданы Садр ад-Дину, однако они были им помилованы; было строго запрещено в дальнейшем подавать такие жалобы.