Раббан Саума


Раббан Саума ( сир. бар саума — «сын поста», сир. раббан — «учитель»[2]) (ок. 1220, Ханбалык — 1294, Марага) — несторианский монах, посол на службе ильханов Ирана; единственный уроженец Монгольской империи, оставивший описание своих путешествий по Европе. Его называют уйгурским Марко Поло[источник не указан 38 дней].

Раббан Саума родился в столице Монгольской империи Ханбалык (ныне — Пекин) в семье несторианского клирика Шебана. По всей видимости, он был уйгуром. Уже к 20 годам Саума принял постриг. Около 1278 года Раббан Саума со своим учеником Марком отправился в паломничество в Иерусалим. Они пересекли страну тангутов, посетили оазисы Кашгар и Хотан, проехали через Талас и Хорасан, побывали в Ани в Грузию и Мосуле. Узнав о боевых действиях в Сирии и об опасностях, подстерегающих их на пути в Святую землю, они отклонились от предписанного маршрута в сторону Персии, находившейся тогда под владычеством монгольских ильханов из династии Хулагуидов.

Патриарх Ассирийской церкви Востока Мар-Дынха радушно принял посланцев Хубилая, но просил их ходатайствовать перед Абака-ханом о подтверждении его сана. В 1281 году патриарх скончался, и спутник Саумы Марк был избран патриархом под именем Мар Ябалаха III. Путешественники отправились в Тебриз для подтверждения избрания со стороны ильхана, но тот умер до их приезда. Аргун-хан, вступивший на престол в 1284 году, подумывал о заключении союза с папой римским и христианскими правителями Европы с целью совместных действий против мамлюков в Сирии. Для посольства в Европу ему были нужны христиане, и по совету новоизбранного патриарха он выбрал престарелого уйгура своим посланцем в Рим.

В 1287 году Раббан Саума, сопровождаемый генуэзцем Фомой и толмачом Угето, на 30 верблюдах двинулся на запад в сторону Трапезунда. Аргун-хан снабдил его письмами к византийскому императору, папе римскому и ряду европейских монархов. По достижении Трапезунда посольство село на корабль и добралось морем до Константинополя, где Раббан Саума был удостоен аудиенции у императора Андроника II Палеолога. Судя по его запискам, неизгладимое впечатление на выходца из Монголии произвела красота Собора Св. Софии.


Молодой человек,в Восточной церкви (сейчас в Гаочане, Китай), Танский период, 602-654
Настенная роспись из несторианской церкви, демонстрирующая сцену проповедования в Вербное воскресенье, Кочо (сейчас Гаочан, Китай), 683–770 н. э.