Гандхарвы


Гандха́рвы (санскр. गन्धर्व, IAST: gandharva, «благоуханный») — класс полубогов в индуизме. Гандхарвы описываются в «Махабхарате», «Рамаяне» и Пуранах как мужья или возлюбленные апсар, как певцы и музыканты, услаждающие дэв. Гандхарвы дали название древнеиндийской теории музыки («Гандхарва-веда») и одному из видов брака (брак гандхарва — добровольный союз девушки и жениха без одобрения родителей)[1]. В эпосе они также выступают и как воины, вооружённые луками, которые иногда могут быть враждебны людям.

Данная мифологема, возможно, восходит к общеиндоевропейской эпохе, о чём свидетельствуют параллели в мифологиях других индоевропейских народов (например, памирские жиндурвы, греческие кентавры)[2][3]. В «Ригведе» упоминается только один гандхарва — хранитель сомы, иногда отождествляемый с сомой, супруг «женщины вод» (апсарас); от него и апсарас рождаются первопредки людей — близнецы Яма и Ями[4]. Гандхарва пребывает в верхнем небе, ассоциируется с солнцем и солнечным светом. Иногда он выступает как демон, враждебный Индре. В «Атхарваведе» число гандхарвов достигает нескольких тысяч, они — вредоносные духи воздуха, лесов и вод. В «Шатапатха-брахмане» гандхарвы похищают у богов сому, но вынуждены вернуть его, соблазнённые богиней Вач.

Различно трактуется происхождение гандхарвов: согласно «Вишну-пуране», они возникли из тела Брахмы, когда однажды он пел; «Хариванша» называет их отцом внука Брахмы — Кашьяпу, а их матерями — дочерей Дакши (Муни, Прадха, Капила и Аришта). Пураны и эпос упоминают многих царей гандхарвов, среди которых наиболее значительны Читраратха, Сурьяварчас, Вишвавасу и риши Нарада. Также часто упоминаются гандхарвы Тумбуру и Читрасена. В царствование Вишвавасу, по пуранической легенде, возникла вражда между гандхарвами и нагами: сначала гандхарвы проникли в подземное царство нагов и отняли у них их сокровища, затем нагам с помощью Вишну удалось прогнать гандхарвов и возвратить свои богатства[4].

Большую роль в мифологии гандхарвов играют кони. Гандхарвы возят бога Куберу, являясь при этом наполовину конями, наполовину птицами[5]. Цари гандхарвов приводят в качестве подарков лошадей;[6] в эпосе часто говорится о стране гандхарвов (Гандхарва-деша), славящейся конями[7]. Эта местность отождествляется многими историками с Гандхарой (Гандхара-деша), которая была прославленным центром коневодства[8].

Есть гандхарвы женского рода — красивые и гармоничные гандхарви, возглавляемые абстрактной Гандхарви или прародительницей коней.