Гольбейн, Ганс (Младший)


Ганс Гольбéйн Младший, также Ханс Хольбайн Младший[4][5] (нем. Hans Holbein der Jüngere; 1497, Аугсбург — 29 ноября 1543, Лондон) — немецкий рисовальщик, живописец и гравёр, наиболее известный представитель художественной семьи Гольбейнов, один из выдающихся мастеров эпохи Северного Возрождения и Реформации[6][7].

Гольбейн происходил из влиятельной семьи художников, существование которой зарегистрировано в Равенсбурге с XIII века. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у отца — Ганса Гольбейна Старшего, который был одним из известных художников своего времени и работал в основном в Аугсбурге. Он руководил большой и оживлённой мастерской в Аугсбурге, ему иногда помогал его брат Зигмунд Гольбейн, но о его влиянии и творчестве мало что известно. Один из братьев Ганса Гольбейна Младшего, Амброзиус Гольбейн, также был живописцем и гравёром. Начальное художественное образование братья получили в мастерской отца.

В 1515 году Ганс вместе с братом Амброзиусом в поисках работы переселился в Базель (Швейцария), надеясь найти хороший доход от работы в качестве иллюстраторов в тогда процветающем городе книгопечатания и торговли гравюрами. В 1520 году Ганс стал гражданином Базеля и, следовательно, швейцарским художником. В автопортрете, который он написал незадолго до смерти, он называет себя уроженцем Базеля, получившего права гильдии и гражданства в этом городе в 1519 году[8].

В Базеле Ганс Гольбейн познакомился с многими гуманистами и учёными того времени, в том числе с Эразмом Роттердамским. По просьбе последнего для издателя Ганса Фробена он иллюстрировал гравюрами на дереве его работу «Похвала глупости», а также «Утопию» Томаса Мора. Гольбейн иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии, создавал витражи и писал портреты.

В 1516 году он написал портрет бургомистра Якоба Мейера и его жены, а также художника Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. Ганс Гольбейн оставался в Люцерне в период 1517—1519 годов. По возвращении осенью 1519 года в Базель много работал над декорированием внешних фасадов домов.

Смерть его брата Амброзия и женитьба Ганса Гольбейна, вероятно, произошли в 1519 году. Его жена Эльсбет Бинсеншток-Шмид была вдовой базельского кожевника и на четыре года старше. Но женитьба позволила художнику вступить в 1520 году в Базельскую «Гильдию Небес» и стать гражданином города. Супруга родила ему четверых детей: Филиппа, Катарину, Йоханнеса и Кюнгольда. Гольбейн увековечил свою жену и первых двух детей в своём знаменитом «Портрете жены Гольбейна с двумя старшими детьми» (1528, Художественный музей Базеля), который считается одним из первых портретов художника и его собственной семьи[9].