Гаражный рок


Гаражный рок или гараж-рок (англ. garage rock) — музыкальный жанр, сырой и энергичный вид рок-н-ролла, процветавший в середине 1960-х годов, особенно в США и Канаде. В то время гаражный рок так не называли и не признавали в качестве отдельного жанра, но критическое признание в начале 1970-х[⇨] и, в частности, издание сборника Nuggets в 1972 году, внесли большой вклад в определение границ нового жанра. Гаражный рок считается основной предтечей панк-рока.[⇨]

Рок-н-ролл, ритм-н-блюз, сёрф-рок, а впоследствии Beatles и бит-группы британского вторжения мотивировали тысячи поклонников к формированию гаражных групп в США и в других странах с 1963 по 1968 годы.[⇨] Появились сотни региональных хитов, некоторые из которых попали в национальные хит-парады.[⇨] После 1968 года появились более сложные формы рок-музыки, а подобные записи в основном исчезли из национальных чартов.[⇨]

Гаражный рок характеризуется бесхитростной лирикой, порой агрессивным вокалом, а также частым применением гитарного эффекта фузз.[⇨]

Термин «гаражный рок» происходит от мнения, что многие группы были начинающими любителями, репетировавшими в семейных гаражах,[1] однако многие из них были профессиональными музыкантами.[2] Самое раннее использование термина «гаражная группа» (англ. garage band) было в 1971 году, в мартовском обзоре журнала Rolling Stone, авторства Джона Мендельсона[en][3]. В том же году термин был вновь использован Ленни Кейем, в том же журнале[4].

Иногда применяется термин фрат-рок (англ. frat rock), который относится к ранним гаражным группам, существовавшим до появления The Beatles. Allmusic заявляет, что данная сцена увековечена в комедийном фильме Зверинец режиссёра Джона Лэндиса.[5]

Выступления были часто дилетантскими, наивными или преднамеренно сырыми, с типичными темами, вращающимися вокруг жизненных травм в средней школе; песни о «лживых девчонках» (англ. lying girls) были особенно распространены.[6] Лирика и вокал были более агрессивными, чем у прочих исполнителей того времени, вокал иногда акцентировался воплями или криками в кульминационных моментах.[1] В инструментальном плане звучание гитар часто искажалось фуззом.[7] Иногда темп ускорялся, как правило, в инструментальных проигрышах, что называют «raveups».[8][9]