Гастев, Алексей Капитонович


Алексей Капитонович Га́стев (26 сентября [8 октября1882, Суздаль, Владимирская губерния, Российская империя — 15 апреля 1939[5], Коммунарка, Московская область, РСФСР, СССР) — русский революционер, профсоюзный деятель, поэт и писатель. Теоретик научной организации труда и руководитель Центрального института труда. Член ВКП(б) с 1931 года. Один из идеологов Пролеткульта. Литературные псевдонимы — А. Зорин, И. Дозоров, А. З., А. Зарембо, А. Набегов.

Родился в семье учителя и швеи. Отец умер, когда Алексею было два года. По окончании городского училища и технических курсов поступил в Московский учительский институт, но был оттуда исключён в 1902 году за политическую деятельность — «за устройство демонстрации в память 40-летия со дня смерти Добролюбова»[6][7].

В 1901 году вступил в РСДРП и стал профессиональным революционером. В 1902 году за революционную пропаганду арестован и сослан в 1903 году сначала в Суздаль, откуда посылал свои первые корреспонденции во «Владимирскую газету», а затем в Усть-Сысольск Вологодской губернии, откуда 10 июня 1904 года бежал во Францию. Там работал слесарем и учился в Высшей школе социальных наук. В Женеве (1904) отдельной книжкой вышел рассказ Гастева «Проклятый вопрос» о любви рабочего-революционера[8][6].

В 1905 году вернулся в Россию. Во время Первой русской революции был избран председателем Костромского совета рабочих депутатов и руководителем боевой дружины. Год спустя избран делегатом на IV съезд РСДРП[9], но в 1908 году покинул ряды большевиков.

В 1910 году вновь уехал в Париж, где опять устроился слесарем, после чего был секретарём Объединённого рабочего клуба и принимал участие в синдикалистском и кооперативном движениях.

В 1913 году вернулся в Санкт-Петербург под именем Ивана Алексеева Скоропоспешнова, работал на заводе, состоял в переписке с Александрой Коллонтай и Анатолием Луначарским[6]. В 1914 году выдан провокатором и сослан в Нарымский край за принадлежность к "революционной организации" - конкретно к анархо-синдикализму, ориентированному на образованных рабочих, способных сознательно организовать свою жизнь и взять управление предприятиями в свои руки, при помощи кооперативного движения изжив рабочую аристократию[6].