Гвозди Креста Господня


Гвозди Креста Госпо́дня — согласно Евангелию, одно из Орудий Страстей; четыре или три гвоздя, которыми римские солдаты прибили руки и ноги Иисуса Христа на Кресте. Как и все Орудия Страстей, гвозди считаются величайшими святынями христианства.

Церковные историки Амвросий Медиоланский (ок. 340—397 гг.)[1], Руфин Аквилейский (345—410 гг.)[2], Сократ Схоластик (ок. 380—440 гг.)[3], Феодорит Кирский (386—457 гг.)[4], Созомен (ок. 400—450 гг.)[5] сообщают о том, что в 326 году, святая царица Елена Равноапостольная (мать императора Константина Великого) отправилась в паломничество в Иерусалим для поиска Животворящего Креста:

…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях[6].

Вышеперечисленные историки сообщают, что вместе с Крестом Господним Еленой были обретены гвозди, с помощью которых был распят Иисус. Одни из них Константин использовал для изготовления диадемы (другой вариант: для шлема; вариант шишак и забрало) — вковал их туда, а другие использовал для изготовления уздечки (удил) своей лошади.

гвозди же (Константин) одни вковал в свой шлем, а другие вставил в уздечку своей лошади, да сбудется реченное пророком, глаголющим: «В тот день будет на узде лошади святое Господу Вседержителю».[6].

Согласно древним историкам гвозди были перекованы в изделия, то есть не сохранились в первоначальном виде.