Генисаретский, Олег Игоревич


Оле́г И́горевич Генисаре́тский (28 февраля 1942, Ковров — 11 мая 2022) — советский и российский искусствовед, философ, общественный деятель. Доктор искусствоведения, теоретик дизайна.

Окончил МИФИ (факультет электронно-вычислительных устройств и средств автоматики) в 1964 году. Слушал на механико-математическом факультете МГУ лекции С. А. Яблонской и А. С. Есенина-Вольпина по математической логике и основаниям математики[1].

В 19631976 годах — участник семинаров Московского методологического кружка наряду с Г. П. Щедровицким, Н. Г. Алексеевым, В. Я. Дубровским, В. А. Лефевром, А. Г. Раппапортом, Ю. В. Рождественским, В. М. Розиным, В. Н. Садовским, Б. В. Сазоновым, В. С. Швыревым, Э. Г. Юдиным, П. П. Мамонтовым и др.

В середине 1960-х — середине 1970-х годов работал во ВНИИТЭ (вместе с Г. П. Щедровицким), Центральной экспериментальной студии Союза художников СССР («в кругу В. Л. Глазычева, И. Н. Голомштока, А. А. Дорогова, Л. В. Жадовой, К. М. Кантора, Е. А. Розенблюма, В. Ф. Сидоренко, Е. В. Черневич и других энтузиастов возрождения дизайна в СССР»[1]). В 1970 году представил к защите кандидатскую диссертацию по философским наукам «Опыт системного исследования социологического понятия культуры», отклонённую ВАКом «за нарушение ленинского принципа партийности».

С начала 1970-х годов входит в круг Александра Меня, исследует русскую религиозно-философскую проблематику, изучает наследие свящ. Павла Флоренского. Общается с религиозным мыслителем Евгением Шифферсом. В это время одним из источников заработка Олега Генисаретского становится работа в летних бригадах, занимающихся ремонтом старых церквей в Подмосковье.

В 1989 году защищает кандидатскую («Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна»), а в 1992 — докторскую («Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна») диссертации по искусствоведению.