Герма


Ге́рма (др.-греч. ἔρμα — подпора, столб[1]) — особый вид скульптур, представляющих собой четырёхгранную колонну, увенчанную изображением головы или бюстом. В Древней Элладе гермы служили путевыми и межевыми знаками, а также указателями на дорогах, фетишами — охранителями дорог, границ, ворот, а также надгробными обелисками. Первоначально на них изображали Гермеса. Впоследствии на гермах стали помещать и других богов и героев. В Древнем Риме гермы использовали в качестве пограничных знаков.

Повреждение герм считалось тяжким святотатством. Их массовое разрушение в Афинах в 415 году до н. э. имело значительные последствия, повлиявшие на весь ход Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой.

В Новое и Новейшее время гермы стали стандартным элементом классического архитектурного стиля, в основе которого лежат идеи античности.

Герма — особый вид скульптур, представляющих собой четырёхгранную колонну, увенчанную изображением головы или бюстом[2].

Первоначально на гермах изображали Гермеса. Существует несколько толкований данного факта. Возможно, на заре появления элладской цивилизации в гермах нашёл отображение первоначальный фаллический культ Гермеса как бога плодородия. Эту версию подтверждают изображения фаллоса в нижней части гермы. Геродот утверждал, что такие изображения Гермеса делали ещё пеласги, — народ, населявший Грецию до возникновения Микенской цивилизации в XVI веке до н. э. С гермами связана этимология имени олимпийского бога Гермеса, одной из форм именования которого был «Гермаон»[3]. Либо гермы получили своё название, так как изображали Гермеса[2], либо Гермес получил своё имя, так как был изображён на гермах[1][4][5]. Ещё по одной версии, первоначально для поклонения Гермесу использовались олицетворявшие его кучи камней. Исходя из функций данного бога как покровителя путешественников и торговли, камни особенно часто располагали на дорогах, перекрёстках, границах областей. Путник в этом месте должен был добавить камень либо принести жертву Гермесу. Впоследствии, по мере развития общества, груды камней заменили четырёхгранные примитивные статуи-гермы[6][7][8].

По высоте гермы были в человеческий рост или ниже. Их могли изготавливать из камня, бронзы и дерева. Стояли они либо непосредственно на земле, либо на каменной основе, в виде отдельно расположенной скульптуры, либо в составе архитектурной декоративной и/или культовой композиции[9].


«Гермес Пропилей (Привратный)», герма, приписываемая Алкамену (V век до н. э.). Археологический музей Стамбула
Герма с изображением Геракла. Античная Мессена
Копия античной афинской гермы с Демосфеном работы Полиевкта. Мюнхенская глиптотека
Античный римский пограничный знак — герма с богом границ Термином. Общественный музей Амелии
«Лучники стреляют в герму», рисунок Микеланджело Буанаротти (1530—1533). Королевская коллекция
Гермы вакханок и сатиров в Собственном саду Гатчинского дворца (XVI век)