Герпетология


Герпетоло́гия (от др.-греч. ἑρπετόν — «пресмыкающееся, змея, животное» + λόγος — «слово, речь») — раздел зоологии, изучающий земноводных и пресмыкающихся[1][2][3][4].

Иногда науку о земноводных называют батрахологией (от др.-греч. βάτραχος — лягушка)[2][3][5], раздел о змеях называют серпентологией (от лат. serpens, родит. падеж serpentis — змея; англ. serpentology, фр. ophiologie, от др.-греч. ὄφις — змея) и т. д. Однако дробные названия более узких разделов герпетологии используются достаточно редко[6]. Также ошибочно называть герпетологами ветеринарных врачей, специализированных на лечении рептилий, если они не являются специализированными в герпетологии учёными-биологами.

Слово герпетология происходит от греческого: ἑρπετόν, herpetón, «ползучее животное», «змея» и -λογία, -logia, «учение, слово». Считается, что этот термин впервые употребил Якоб Клейн, хотя и понимал его шире, объединяя змей и червей[3].

Насчитывается более 6700 видов земноводных и более 9000 видов рептилий. Несмотря на свою современную таксономическую неактуальность, этот термин сохранился, особенно в названиях герпетологии, научного исследования нептичьих рептилий и амфибий, а также герпетокультуры — содержания в неволе и разведения рептилий и амфибий.

Первым античным автором, давший большое количество сведений об амфибиях и рептилиях, считается Аристотель. Так, ему было известно о наличии у змей лишь одного лёгкого, а также, что гадюки являются живородящими. В работах Плиния Старшего, а также в «Физиологах» описания «гадов» часто были основаны на выдумках. Так, Плиний Старший писал, что хамелеоны питаются воздухом, а слюна саламандр уничтожает волосы на теле человека. Первая печатная книга, среди прочего описывающая змей, «De sermonum proprietate», вышла в 1467 г. и была написана Рабаном Мавром[3].

В XVI в. Конрад Геснер посвящает этим животным 2 и 5 тома своей «Истории животных». В 1608 выходит «История змей» Эдварда Топселя[en], а в 1640 — «История змей и дракoнов» Улиссе Альдрованди. Обе эти работы были целиком посвящены «гадам», однако и в них большое место занимал вымысел. В частности, мифические василиски и драконы описываются в них как реальные животные[3].