Гиацинтов, Владимир Егорович


Владимир Егорович (Георгиевич) Гиацинтов (18581933) — русский искусствовед и драматург, профессор истории искусств в Московском университете (с 1900 г.).

Второй сын военного инженера Егора Харитоновича Гиацинтова (1829—1869; внук рязанского священника Николая Гиацинтова) и Александры Николаевны Измайловой. Его отец занимался в Воронеже 1850-х гг. строительством губернской гимназии и перестройкой Спасской церкви[1]. Братья: Николай (1856—1941) — тайный советник; Эраст (1859—1910) — первый русский мэр Ревеля.

Родился 26 февраля 1858 года[2]. Окончил Поливановскую гимназию (1876)[3] и историко-филологический факультет Московского университета (1880).

В молодости преподавал историю и географию в Поливановской гимназии, когда там учились В. Брюсов и А. Белый (который упоминает его в мемуарной трилогии[4]). Участвовал в создании при гимназии шекспировского кружка, где «культивировались шутка и пародия, поэзия комического алогизма и прутковщина»[5]. Одновременно с 1885 по 1917 гг. преподавал историю искусств в Училище живописи (c 1902 года состоял его инспектором). Также он был профессором истории искусств на Высших женских курсах[6]. Как учёный специализировался на скульптуре итальянского ренессанса, в 1900 году опубликовал монографию о творчестве Николо Пизано, в 1913 году были напечатаны его лекции «Итальянское искусство в эпоху высокого Возрождения»[2].

В истории русской литературы остался как сочинитель шуточных пьес и пародий, автор изданной анонимно пьесы «Жестокий барон» (ошибочно приписывалась А. П. Чехову, который её ценил[7]). В соавторстве с шурином (и одновременно зятем по сестре) А. А. Венкстерном написал пьесы «Альсим, или Торжество инфернальных сил (Сон студента после 12-го января)», «Разбойники», «Разоблачённый злодей», «Тезей» и др. Все они предназначались для любительских постановок.

После Октябрьской революции — профессор кафедры теории и истории искусств историко-филологического факультета Московского университета (1919—1921), профессор кафедры теории и истории искусств факультета общественных наук (1921—1922), действительный член НИИ искусствознания и археологии при факультете общественных наук (1922). В 1921—1923 годах — и. о. директора Музея изящных искусств при МГУ, вплоть до его отделения от университета, когда он приобрел статус уже не учебного, а самостоятельного художественного музея[8].