Гизо (королева ругов)


Наиболее подробно повествующий о Гизо нарративный источник — написанное в начале VI века Евгиппием «Житие святого Северина[нем.]». Его автор был учеником главного персонажа сочинения — святого Северина Норикского — и мог получить сведения о событиях в королевстве ругов от их непосредственных участников. Об истории Ругиланда того времени сообщается и в других раннесредневековых источниках: «Старших Венских фастах», «Копенгагенском продолжении „Хроники“ Проспера Аквитанского», хрониках Кассиодора, Анонима Валезия и Иоанна Антиохийского, «Панегирике Теодориху» Магна Феликса Эннодия и «Истории лангобардов[англ.]» Павла Диакона[2][3].

Гизо была остготкой из королевского рода Амалов: вероятно, двоюродной сестрой Теодориха Великого[4]. Точно неизвестно, когда она стала женой Фелетея[3][5][6][7]. Это должно было произойти ещё при жизни короля Флаккифея: возможно, около 470 года[4]. Когда свёкор Гизо умер приблизительно 475 году, во всяком случае, не позднее 482 года[3], Фелетей сам стал править ругами. Его владения находились на противоположном от римской провинции Норик берегу Дуная, а резиденция — вблизи современного города Кремс-ан-дер-Донау[8][9].

Гизо, также как и другие руги, была арианкой. Однако в отличие от Фелетея, придерживавшегося веротерпимых взглядов в религиозных вопросах, она была ярой недоброжелательницей исповедников ортодоксального христианства. Это сделало её главным врагом святого Северина, лидера христиан-никейцев Норика, которыми, в основном, были проживавшие там римляне[3]. Сильный антагонизм между Гизо и Северином отразился в крайне нелицеприятных характеристиках, которыми королева ругов наделена в житии этого святого: там она названа «дикой и злобной» (лат. feralis et noxia), а также «жесточайшей» (лат. crudelissima)[5][7]. Гизо не только всячески притесняла сторонников ортодоксии, но и вынуждала их принимать повторное крещение по арианскому обряду. Эту практику Евгиппий считал наиболее возмутительной. Гизо обращала в рабов даже римских граждан, что для того времени было не самым распространённым явлением. В «Житии святого Северина» сообщается, что жестокость королевы вызвала мятеж среди придворных рабов: пленники-ювелиры схватили королевского сына Фридериха и угрожали убить его, если им не будет дарована свобода. Гизо должна была согласиться на это, а затем лично выразить своё почтение Северину, благодаря посредничеству которого её сын был избавлен от смерти[5][10][11]. Достоверность этой истории, типичной для легенд о святых, вызывает сомнения. Умирая в 482 году, Северин Норикский призвал к себе Фелетея и Гизо и дал им последние наставления. В том числе, он убеждал королеву ругов проявлять большее милосердие к своим подданным неарианского вероисповедания[3][7][12].