Гипнагогический поп


Гипнагогический поп (англ. hypnagogic pop), он же гипнагоджик-поп или эйч-поп (англ. h-pop) — направление в психоделической и популярной музыке, которое возникло в середине — конце 2000-х годов в США и отсылает своим названием к термину «гипнагогия» (промежуточное состояние между бодрствованием и сном). Музыка в стиле «гипнагоджик-поп» часто создает атмосферу, которая напоминает сновидения или галлюцинации. Она может включать в себя элементы шума, дроуна, эмбиента и других экспериментальных жанров.

Сам жанр возник тогда, когда многие нойз- и лоу-фай-музыканты пытались перенять эстетику музыки 1980-х в том виде, в каком они её запомнили в детстве: сюда входили музыка из фильмов и видеоигр той эпохи, радио-хиты того времени, новая волна, синти-поп и многое другое. Записи часто распространялись на кассетах и изобиловали экспериментами и искажениями, создающими аналоговый «кассетный» звук. В записи песен использовались аналоговые синтезаторы 1970-х и 1980-х годов.

Термин «гипнагогический поп» был придуман журналистом Дэвидом Кинаном в августе 2009 года[1] для обозначения музыки таких исполнителей, как Ариэль Пинк и Джеймс Ферраро (оба считаются родоначальниками жанра). Первое время жанр использовали как синоним жанра чиллвейв. Впоследствии в начале 2010-х жанр переродился в более радикальное направление вейпорвейв.

Основоположником жанра считался лоу-фай-музыкант Ариэль Пинк, прославившийся своими домашними звукозаписями в 2000-х годах под псевдонимом Ariel Pink’s Haunted Graffiti — название его проекта отсылало к некой «хонтологии» в музыке: балансирование на грани сна и реальности, использование саундтреков из старых научно-фантастических фильмов, аналоговой электронной музыки, нарезок из телевизионных программ 1980-х годов, а также фоновых шумов (шипение винила или кассетный звук). Музыка Пинка отсылала к ностальгическому звучанию в стиле песен из 1970-х, 1980-х и начала 1990-х годов. Задачей гипнагогической поп-музыки считалось пробуждение культурной памяти и ностальгии по популярным развлечениям прошлого. Автор термина «гипнагоджик-поп» Дэвид Кинан описывал данный стиль как «музыку, преломлённую через воспоминание о воспоминании».

Джеймс Ферраро, другой «крёстный отец» гипнагоджик-попа, объяснял происхождение названия жанра тем, что «звуки и мелодии 1980-х годов проникли в подсознание современных музыкантов, когда они были ещё маленькими и засыпали, а в это время родители включали музыку в другой комнате»[2]. В середине 2000-х Ферраро был участником группы The Skaters, исполнявшей дроун и нойз-музыку, а с 2008 года, будучи сольным исполнителем, делал экспериментальную эмбиент-музыку с уклоном в ретро. Его альбом Night Dolls with Hairspray 2010 года демонстрировал явную мимикрию под звуки радиоприёмника и мелодии в стиле бабблгам-попа и глэм-рока 1970-х и 1980-х годов. При этом альбом носил явный пародийный характер.