Глэм-рок


Глэм-рок (англ. glam rock, от glamorous — «эффектный»[1]), также глиттер-рок (англ. glitter rock — от слова «глиттер») — жанр рок-музыки, возникший в Великобритании в самом начале 1970-х гг. и ставший одним из доминирующих жанров первой половины того десятилетия. Для исполнителей глэм-рока были характерны яркий образ, выраженный через театральную эффектность экзотических костюмов, обильное использование макияжа и блесток, андрогинный облик, игры с нетрадиционными гендерными ролями[2]. Исполнители вдохновлялись самыми разными вещами в музыке и поп-культуре[3], начиная от бабблгам-попа и рок-н-ролла 1950-х годов до кабаре, научной фантастики, психоделического рока и сложного арт-рока. В музыкальном отношении глэм-рок был неоднороден, совмещая рок-н-ролл, хард-рок, арт-рок и эстраду. Глиттер-рок является более экстремальной версией глэм-рока, появившейся благодаря Гари Глиттеру.

Британские чарты были наполнены глэм-рок музыкой с 1971 по 1975 год. Появление в марте 1971 года фронтмена T. Rex Марка Болана на музыкальном шоу BBC Top of the Pops часто упоминается как начало глэм-движения. Другие британские глэм-рок исполнители — Дэвид Боуи, Mott the Hoople, Sweet, Slade, Mud, Roxy Music. Исполнители, которые не занимают главное место в этом жанре — Элтон Джон, Род Стюарт и Фредди Меркьюри. В США глэм-рок был гораздо менее распространен, а Элис Купер и Лу Рид были американскими исполнителями, наиболее сильно проявившими себя в глэм-роке. New York Dolls, Игги Поп и Jobriath — американские музыканты, которые тоже делали музыку в стиле глэм-рока. В СССР самыми известными группами, исполняющими глэм-рок, были «Бастион» (Одесса), «Парк Горького» (Москва) и «Дихлофос» (Рига). Глэм-рок пришел в упадок после середины 1970-х годов, но повлиял на другие музыкальные жанры, такие как панк-рок, глэм-метал, новая романтика, дэт-рок и готик-рок.

Глэм-рок можно рассматривать как модный, так и музыкальный поджанр. Глэм-музыканты отвергали революционное настроение рок-сцены конца 1960-х годов, вместо этого прославляя декаданс, поверхностность и простые структуры более ранней поп-музыки[4][5]. Во многом яркость, необычность, праздничность глэма компенсировала рок-слушателю 70-х будничность, «серость» его собственного повседневного существования[6]. Под всеми вычурными образами прочитывался иронический подтекст, дух бесшабашного и изысканного жизнепрожигания[7]. Глэм — это попытка объединить визуальный образ со звуком, своеобразный синтез различных видов искусства. Это не только музыка, но и перформанс, который не прекращается ни на секунду, пока музыкант находится на виду у публики[8].