Гонки на бычьих упряжках (Мадура)


Гонки на бычьих упряжках (мад. Kerrabhân sapè, индон. Karapan sapi) — состязания, регулярно проводимые на индонезийском острове Мадура. Являются одной из важнейших культурных традиций местного населения и главных туристических достопримечательностей острова.

В качестве ездовых животных используются самцы местной породы крупного рогатого скота, которая представляет собой результат скрещивания зебу c бантенгом. Перед тем, как запрячь быков попарно в очень лёгкие повозки без колёс и вывести на старт, им устраивают продолжительный смотр: обвешанные различными украшениями, они дефилируют по полю, часто под игру гамелана.

Гонки возникли как элемент праздника, посвящённого завершению сбора урожая, их история исчисляется столетиями. В современной Индонезии они пользуются поддержкой государства: победителям финального тура вручается кубок от имени президента страны. При этом организаторам состязаний приходится реагировать на критику со стороны защитников животных и исламского духовенства.

Гонки на бычьих упряжках являются весьма древней мадурской традицией. Их начало связывают с деятельностью полулегендарного проповедника ислама и правителя мадурского удельного княжества Суменеп[англ.] Катандура (индон. Katandur), которое различные индонезийские источники относят к совершенно разным историческим эпохам — от XII до XVII века (историки склоняются к наиболее поздней из датировок)[1][2][3][4][5]. В соответствии с местными преданиями, Катандур приложил много усилий для улучшения условий сельского хозяйства на подвластной ему части Мадуры: этот небольшой остров отличается засушливым климатом и бедными почвами, в результате чего земледелие даёт здесь заметно худшую отдачу, нежели на соседней Яве, тогда как скотоводство всегда было достаточно успешным. Важнейшим его нововведением в этой области стало обучение крестьян пахоте не на одном, как прежде, а на паре быков особой местной породы: вдвоём животные могли тащить более мощный плуг и обеспечивали более эффективную и быструю обработку земли. После того, как благодаря подобной инновации и неустанным молитвам в Суменепе был, наконец, собран небывало богатый урожай, Катандур повелел должным образом отметить это событие, и главным пунктом праздничной программы будто бы и стала гонка на парных бычьих упряжках. Такое состязание было призвано символизировать внедрение нового метода вспашки полей — тем более, что сами бесколёсные повозки-волокуши фактически представляли собой слегка видоизменённые плуги[1][2][3]. Таким образом Катандур решил пропагандировать «парную» пахоту и призвать крестьян к более активному разведению тяглового скота. При этом, по одной из легенд, правителем двигали и другие, еще более прагматичные соображения: он якобы хотел выявить владельцев породистого скота, чтобы достоверно определить достаток своих подданных и установить соразмерные налоги[4][6].


Гонки на бычьих упряжках на Мадуре. Вторая половина 1920-х годов