Исла́мское духове́нство — условный термин, «поскольку в исламе не существует институтов духовенства, аналогичных христианской церкви как в функциональном, так и в структурном отношении»[1].
«Под мусульманским духовенством подразумевают совокупность лиц, связанных с отправлением культа (мулла, муэдзин), судей (кади), правоведов (факих) и богословов (улем, муджтахид), руководителей общин верующих (имам), правителей государства (халиф), а также глав отдельных религиозных общин (муфтий), орденов, братств (шейх, ишан)»[1].
Шииты «имеют более чёткую иерархическую организацию служителей культа (см. аятолла), чем сунниты. Строгая иерархия свойственна большинству суфийских тарикатов, некоторым общинам и организациям»[1].
Вали (араб. ولي покровитель, святой), Авлия (араб. أولياء) — праведник, приближенный к Аллаху, усердствующий в молитвах, поминании Аллаха и других видах поклонения.
Уле́мы (араб. علماء уляма́ — «знающие, учёные»; ед. ч. араб. عالم а́лим) или али́мы — собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама. Со временем стало уважительным прозвищем[2].
Ахун, Ахунд (перс. آخوند) — в Иране и дореволюционной России мусульманский «епископ», аналог арабского кади. Этим же словом «ахун» (кит. 阿訇, иногда 阿衡, 阿洪; пиньинь: āhōng) именуют своих имамов уйгуры и китайские мусульмане (хуэйцзу, дунгане).