Исламское духовенство


Исла́мское духове́нство — условный термин, «поскольку в исламе не существует институтов духовенства, аналогичных христианской церкви как в функциональном, так и в структурном отношении»[1].

«Под мусульманским духовенством подразумевают совокупность лиц, связанных с отправлением культа (мулла, муэдзин), судей (кади), правоведов (факих) и богословов (улем, муджтахид), руководителей общин верующих (имам), правителей государства (халиф), а также глав отдельных религиозных общин (муфтий), орденов, братств (шейх, ишан[1].

Шииты «имеют более чёткую иерархическую организацию служителей культа (см. аятолла), чем сунниты. Строгая иерархия свойственна большинству суфийских тарикатов, некоторым общинам и организациям»[1].

Вали (араб. ولي‎ покровитель, святой), Авлия (араб. أولياء‎) — праведник, приближенный к Аллаху, усердствующий в молитвах, поминании Аллаха и других видах поклонения.

Уле́мы (араб. علماءуляма́ — «знающие, учёные»; ед. ч. араб. عالمа́лим) или али́мы — собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама. Со временем стало уважительным прозвищем[2].

Ахун, Ахунд (перс. آخوند‎) — в Иране и дореволюционной России мусульманский «епископ», аналог арабского кади. Этим же словом «ахун» (кит. 阿訇, иногда 阿衡, 阿洪; пиньинь: āhōng) именуют своих имамов уйгуры и китайские мусульмане (хуэйцзу, дунгане).