Горгий (Платон)


Го́ргий (греч. Γοργίας) — диалог Платона о риторике. Назван по имени софиста Горгия, с которым вступает в разговор Сократ. Также в беседе участвуют Калликл, Херефонт и Пол.

Сократ выясняет в каком искусстве (греч. τέχνη) силен Горгий и получает ответ, что в риторике (449а). Далее Сократ узнает, что предметом риторики являются речи (греч. λόγους - 449e). Однако далее он недоумевает, поскольку речь присутствует в каждом искусстве. Далее собеседники выясняют, что риторика - это искусство убеждения.

Сократ демонстрирует, что риторика в расхожем представлении бессодержательна. По сути, она оказывается тенью государственного искусства (463e), поскольку обычно ораторы ведут речь о справедливости (греч. δίκαια - 460b). Ораторы пренебрегающие справедливостью похожи на тиранов. Сократ опровергает представление о том, что сила является благом, так как в этом случае благом бы обладали убийцы и заговорщики.

В конце диалога Сократ учит о загробном воздаянии, когда праведники отправляются на Острова блаженных, а злодеи в Тартар (523b), где некоторые тираны (Сизиф, Тантал) обречены на вечные муки. Этот аргумент позволяет доказать Сократу тезис, что лучше терпеть несправедливость, чем ее творить. Кроме того, Сократ доказывает, что несправедливость хуже смерти, которая есть разделение души от тела.

Диалог начинается сразу после произнесения речи Горгием. Калликл сообщает, что Горгий — гость в его доме и согласился на частную аудиенцию у Сократа и его друга Херефонта. Сократ уговаривает Горгия согласиться на его стиль беседы в форме перекрестного допроса. Горгий называет своё ремесло риторикой и утверждает, что его следует называть ритором. Задавая ему вопросы, Сократ хвалит его за краткость ответов. Горгий замечает, что никто уже давно не задавал ему нового вопроса, и когда Сократ спрашивает, он уверяет его, что он столь же способен на краткость, как и на многословие (449в).

Горгий под допросом Сократа признает, что, хотя риторы наделяют людей силой слова, они не являются учителями морали. Горгий не отрицает, что его ученики могут использовать свои навыки в аморальных целях (например, убедить собрание принять неразумное решение или отпустить виновного на свободу), но он говорит, что учитель не может нести за это ответственность. Он приводит аргумент по аналогии: Горгий говорит, что если бы человек, посещавший школу борьбы, начал бить своих родителей или друзей, вы бы не отправили его инструктора по строевой подготовке в ссылку (456d–457c). Он говорит, что так же, как тренер добросовестно обучает своему ремеслу ( технэ ) и надеется, что его ученик будет мудро использовать свои физические силы, так и оратор верит, что его ученики не будут злоупотреблять своей силой.