Горебогатырь Косометович


«Горебогатырь Косометович» — комическая опера Висенте Мартин-и-Солера по либретто императрицы Екатерины II. Первая постановка оперы состоялась 29 января 1789 года в Эрмитажном театре.

В сюжете оперы — богатырь, который отправился в поход за подвигами, но в результате не может войти в избушку, обороняемую одноруким стариком с кочергой, а вернувшись домой хвалится победой над бесчисленным количеством врагов.

Работу над оперой Екатерина начала в сентябре 1788 года и завершила к концу года. Весь процесс создания произведения был описан секретарём императрицы А. В. Храповицким[1]. По его воспоминаниям, императрица задумала написать оперу по сказке о фуфлыге[2]: «Отыскать сказку о фуфлыге-богатыре, чтоб прибавя к ней l`histoire du temps, сделать оперу». Это было второе обращение императрицы к сказочному сюжету о богатырях (первое — опера «Новгородский богатырь Боеславович», 1786 год). В распоряжении Екатерины были сборники французских и русских сказок, сюжеты из которых она использовала в своих произведениях[3]. В изданном впервые в 1886 году либретто оперы её автором указана только императрица Екатерина, но литературовед А. Н. Пыпин сообщает, что арии в опере были написаны секретарём императрицы Александром Храповицким[4].

По распространенному мнению, опера изображает в образе Горебогатыря шведского короля Густава III и его попытку нападения на Россию в 1788 году, когда он не смог взять крепости Нейшлот, защищавшейся незначительным гарнизоном под командованием однорукого коменданта[3][5]. Из-за этого «ради иностранных министров» оперу запретили ставить в Санкт-Петербурге в городских театрах, но в Москве, где не было дипломатических представительств, её ставили в публичных театрах[6].

По другой версии, героем оперы является Григорий Потёмкин (слух возник после того как Потёмкин, вернувшись в столицу после взятия Измаила, стал противодействовать публичным постановкам пьесы)[3].