Гороховецкий судостроительный завод


Гороховецкий судостроительный завод (судостроительный завод № 343, п/я В-8975, ОАО «Гороховецкий судостроительный завод») — Судостроительное предприятие города Гороховец (Владимирской области), в котором строились буксиры, рыбопромысловые и сухогрузные суда «река-море», суда вспомогательного флота ВМФ, а также баржи различных типов. В настоящее время не действует,[1][2].

Гороховецкий судостроительный завод основан  в 1902 году предпринимателем Иваном Александровичем Шориным. Будучи выходцем из семьи крестьян-старообрядцев деревни Выезд Гороховецкого уезда, И.А. Шорин с 17 лет занимался отхожим промыслом, прошел путь от рядового рабочего на винокуренных заводах до мастера в "Строительной конторе инженера А.В. Бари" и руководителя железнодорожных мастерских Владикавказской железной дороги на станции Тихорецкая. В 42 года вернувшись в Гороховец, имел опыт организаторской работы, небольшой капитал и связи со «Строительной конторой А.В. Бари» в Москве[3].

С первых же лет завод специализировался на постройке металлических наливных и товарных, как речных, так и рейдовых, барж для Волго-Каспийского бассейна. Также производились резервуары для нефтепродуктов, металлоконструкции для плотин и шлюзов, металлические стропила и фермы, сельхозмашины и орудия.

И.А. Шорин постоянно расширял и совершенствовал производство, строил цеха, закупал машины и станки. В 1905 году он приобрел у гороховецкого промышленника, купца С.И. Семенычева постройки и оборудование принадлежавшего тому судостроительного завода, также располагавшегося в Гороховце и выпускавшего буксирные пароходы и котлы для них.

В 1907 году по заказу и эскизному проекту председателя Нижегородского биржевого комитета Д.В. Сироткина, на Котельном и судостроительном заводе И.А. Шорина была построена крупнейшая на тот момент в мире речная нефтеналивная баржа «Марфа Посадница», имевшая помимо уникальных размеров и грузоподъёмности, новые прогрессивные обводы корпуса. Рабочий проект судна был разработан конструкторским бюро завода под руководством старшего сына Ивана Александровича - М.И. Шорина, который с 22 октября 1902 года был Заведующим заводом и руководил всей технической и коммерческой деятельностью. Строительство «Марфы Посадницы» сделало судоверфь знаменитой и положило начало перевороту в волжском наливном судостроении, заключавшемуся в снижении числа вновь строящихся барж при стремительном росте грузоподъемности наливного флота. Заводом Шорина было построено около 15 барж подобного типа грузоподъемностью от 300 до 600 тысяч пудов.[4] [5] Баржи по образцу «Марфы Посадницы» с 1908 года стали массово строиться по заказам крупных нефтеперевозчиков и на других волжских верфях.