Государь (Макиавелли)


«Госуда́рь» (итал. Il Principe; встречается перевод «Князь») — трактат флорентийского политического теоретика и государственного деятеля Никколо Макиавелли, в котором описываются методология захвата власти, методы правления и умения, необходимые для «идеального правителя».

Первоначально книга носила название De Principatibus (О княжествах). Трактат был написан около 1513 года, но опубликован лишь в 1532 году, через пять лет после смерти Макиавелли. Книга являлась фундаментальным трудом своего времени по систематизации сведений о государстве и управлении им.

По форме правления государства (Stati) делятся на республики (Repubbliche) и монархии (Principati). Макиавелли описывает три формы прихода к власти: оружие, сила или насилие (armi, forza или violenza), удача (fortuna, фортуна) или добродетель (virtù). Поскольку удача не во власти человека, Макиавелли останавливает своё внимание на силе оружия и добродетели, отмечая, что одно дополняет другое. «Вооружённые проповедники побеждают» (Profeti armati vincono), пишет он. Макиавелли подчёркивает, что государь иногда должен уподобляться животным (bestia), из которых он выделяет лису (volpe) и льва (leone). Лишение власти происходит вследствие лишения внешней силы (forza) или народного презрения (disprezzo), если государь обнаруживает явные пороки или нарушает «образ жизни» той страны, которой правит.

Из добродетелей Макиавелли вслед за Аристотелем особо выделяет щедрость (liberalita — состоятельность как качество свободного человека). При этом он критикует расточительство, говоря, что лучше тратить чужое, а не своё. Далее следует милосердие (clemenzia), хотя для государя она приобретает особый смысл, поскольку допускает жестокость для предотвращения беспорядков. К примеру он восхваляет Чезаре Борджиа, многократно приводя его в пример идеального государя для тех, кто получил свою власть удачей. В начале XVII главы он говорит, что своей жестокостью он навёл порядок в Романье и тем самым проявил великое милосердие. Также Макиавелли среди добродетелей перечисляет благоразумие (prudenza) и гуманность (umanita). Добродетель он ценит как репутацию (reputazione), которая позволяет избежать ненависти и презрения за постыдные поступки.

Единство страны образуют язык (lingua), нравы (costumi) и обычаи (ordini). Хотя Макиавелли обращал внимание, что la natura de’ popoli è varia — природа народа непостоянна (гл. VI). При описании внутренней структуры общества Макиавелли разделяет народ (popolo) и грандов (grandi). Мудрый государь (Principe prudente) правит, балансируя между теми и другими. Макиавелли высоко ценит французские парламенты (Parlamento), поскольку они позволяют следить за амбициозными оппонентами внутри страны и контролировать их.