Гран-при Наций


Гран-при Наций (фр. Grand Prix des Nations) — шоссейная однодневная велогонка в формате индивидуального раздельного старта, с 1932 по 2004 год проводившаяся во Франции. Была основана в 1932 году и часто рассматривалась как неофициальный чемпионат мира в раздельной гонке. C 1972 года входила в календарь главных велошоссейных сезонных соревнований: Вызова Перно (1972-1987) и Мирового шоссейного кубка UCI (1991-1993).

В 1965 году организаторы запустили одноименную гонку для любителей, которая обычно проводилась в тот же день и по том же маршруту (или его части), что и профессиональная гонка. С 1993 года также проводилась женская версия Гран-при Наций.

Гонка была идеей редактора самой крупной в Париже довоенной вечерней газеты Paris-Soir Гастона Бенака. Он искал гонку, которая сделала бы газету известной.

Вместе со своим коллегой Альбером Бейкером д'Изи Бенак был впечетлен чемпионатом мира 1931 года, который прошёл в Копенгагене и впервые в истории проводился в форме индивидуальной раздельной гонки на время, а не традиционной групповой. Под впечатлениями от увиденного, а также принимая в расчёт, что организация разделки обойдёться дешевле, Бенак и Бейкер д'Изи в следующем году запустили гонку, которую Бейкер решил назвать Гран-при Наций.

Гонка быстро приобрела большую известность благодаря успехам француза Антонина Манье (1934-1936), а затем Фаусто Коппи (1946, 1947). Но в первую очередь Гран-при Наций ассоциируется с именем Жака Анкетиля, который добился на дорогах долины Шеврёз непревзойденного результата: девять побед в девяти стартах. Его соотечественник Бернар Ино также вписал свое имя в историю соревнования, завоевав пять побед.

Достеменно неизвестно, кто придумал первый маршрут для однодневки. Американско-французский писатель Рене де Латур в британском журнал Sporting Cyclist заявил, что это был он; Бейкер д'Изи говорил то же самое. Маршрут начинался недалеко от Версальского замка и проходил по треугольнику через Рамбуйе, Молетт, Сен-Реми-ле-Шеврез, Версаль и Булонь до финиша на велодроме Бюффало, где основатель Тур де Франс, Анри Дегранж, в 1893 году поставил первый часовой рекорд езды. Маршрут включал три холма, множество булыжников, а последние 40 км проходили через леса долины Шеврёз — популярного у велосипедистов района. Расстояние составляло 142 километра. С 1961 года протяженность маршрута была сокращена до около 100 километров. В последних выпусках победа на гонке разыгрывалась примерно на 70 километрах.