Григорий Пакуриан


Григорий Пакуриан (Григорий Бакуриани[3], греч. Γρηγοριος Παχουράνος; груз. გრიგოლ ბაკურიანის-ძე, Գրիգոր Պակուրյան) — византийский политический деятель и военачальник. Основатель грузинского монастыря Петрицони[4] (в настоящее время монастырь Бачково в Болгарии).

Этническая принадлежность Григория является спорным вопросом в современной исторической науке. Одни источники считают его грузином[5][6][7][8][9][10], другие указывают на армяно-халкидонитское[11][12][13] или смешанное армяно-грузинское происхождение[4][14][15], обусловленное происхождением из армянского рода[16] рода, картвелизировавшегося как минимум за одно-два поколения до Григория[17].

Происхождение Григория упоминается в его типиконе[18]. В типиконе Григорий обращается к своим «отцам и братьям», то есть грузинским войскам, которые следовали за ним на протяжении всей его карьеры[19]. Из типикона видно что сам Григорий сохранял ​сильное чувство своей грузинской идентичности[19]. Он заявлял, что принадлежит к «блестящему грузинскому роду»[19] и настоял, чтобы его монахи знали грузинский язык[20]. Таким образом он, как и другие представители элиты из области Тао, считал Грузию своей родиной и стремился к ее духовному, культурному и политическому процветанию[21].

Согласно «Оксфордскому словарю Византии» типик написан на греческом, грузинском и армянском языках[4], согласно Большой российской энциклопедии: «важ­ным па­мят­ни­ком яв­ля­ет­ся ус­тав (ти­пик) это­го мо­на­сты­ря (на­пи­сан на греч., груз. и пред­по­ло­жи­тель­но арм. язы­ках)»[3][22]. Учитывая существование армянской версии Типикона, Н. Я. Марр пришел к выводу, что Григорий называл себя грузином, поскольку придерживался Православия, т. е. «грузинского вероисповедания»[18]. Хотя существует мнение что, дошедшая копия XIII в. греческого текста Типикона была искажена и переделана, в ней появились поздние вставки об армянской версии Типикона и о подписи Григория армянскими буквами[18]. Другой автор, поддержавший концепцию армяно-халкедонского происхождения Григория является В. А. Арутюнова-Фиданян. Согласно В. Джобадзе, в качестве основного аргумента в пользу этого В. Арутюнова-Фиданян цитирует греческую редакцию типикона и многократно ссылается на Н. Марра, что, по другой версии, является неактуальным, поскольку Н. Марр сформуриловал эту гипотезу около восьмидесяти лет назад, когда грузинский вариант типикона был ещё неизвестен[23].