Армяне-халкидониты


Армя́не-халкидони́ты (арм. Հայ քաղկեդոնացիներ), также ца́ты (греч. τζάτοι)[1] — армяне, верующие церквей византийского обряда, то есть, исповедующие богословие Халкидонского собора. Однако строго говоря к исповедующим богословие Халкидонского собора относятся и армяне-католики (франки)[2], которых не относят к цатам.

Согласно В. А. Арутюнова-Фиданян, армяне-халкидониты называли себя «армянами» только до IX—X вв[3][привести цитату? 551 день]. Другие название, применяемыми к армяно-халкидонитам, были: «иверы», «армяно-иверы», «армяно-греки» или «ромеи»[4][привести цитату? 551 день].

В V веке, по причине порождённых Халкидонским собором противоречий, Вселенская церковь была разделена на две противоборствующих партии. С одной стороны, это были халкидониты, то есть сторонники Халкидонского собора, с другой антихалкидониты, то есть противники собора и его вероопределения. Халкидониты исповедовали богословие двух природ во Христе (диофизитство), а антихалкидониты оставались верными дохалкидонскому богословию, освящённому на Эфесском Вселенском соборе, исповедуя единую природу Богочеловека (миафизитство).

Последовательной сторонницей дохалкидонского (миафизитского) богословия была Армянская апостольская церковь, поэтому армяне в своём независимом государстве были антихалкидонитами. Однако, множество армян проживало вне канонической территории ААЦ — в диаспоре и на армянских территориях, исторически, с дохристианских времён подвластных Римской империи. К таковым территориям, прежде всего, относятся Малая Армения и Каппадокия[источник не указан 4565 дней], где всегда существовали епархии церкви Византии, объединённые в Кесарийскую митрополию, впоследствии включённую в Константинопольский патриархат. Естественно, что армяне этих регионов, как подданные империи, формально или осознанно были прихожанами халкидонитских приходов.