Гуаньинь



Гуаньинь (кит. трад. 觀音[1], упр. 观音, пиньинь Guānyīn, палл. Гуань-инь, Гуань Инь: «Рассматривающая звуки мира» или «наблюдающая за звуками»[2]) — богиня (бодхисаттва) милосердия в китайском буддизме[3].

В Китае также известна как кит. трад. 觀世音, упр. 观世音, пиньинь Guānshìyīn, палл. Гуаньшиинь, кит. упр. 觀自在, пиньинь Guānzìzài, палл. Гуаньцзыцзай.

В Японии c VI века как яп. 観音 Каннон, Канъон, устар. Кваннон, яп. 観世音 Кандзэон, яп. 観自在 Кандзидзай, яп. 観世自在 Кандзэдзидзай.

В странах Юго-Восточной Азии как вьетн. Quan Âm Куан-ам[4]; тайск. กวนอิม Куан Им, тайск. พระแม่กวนอิม Пхра Мэ Куан Им; тайск. เจ้าแม่กวนอิม; бирм. ကွမ်ရင် Куанйин; индон. Kwan Im, индон. Dewi Kwan Im, индон. Mak Kwan Im, кхмер. ក្វានយីន Kván Yín.

Этимологически Гуаньинь - это прямой перевод санскр. Авалокитешвара[2], однако в китайской традиции это женский персонаж. Феминизация образа завершилась в X веке. Существует версия, что представление о женской Гуаньинь распространилось в народной среде, тогда как в монастырях сохранялся образ мужской версии. Отчасти образ наложился на легенду о Мяошань (XII век), дочери царя одного из южнокитайских государств, которая воспротивилась воле отца и ушла в монастырь. После смерти она попала в ад, но была спасена оттуда Буддой и превратилась в богиню острова Путошань[2]. Также она получила титул «да цы да бэй цзю ку цзю нань на мо лин гань Гуань ши инь пуса», то есть «премилосердный, спасающий от мук и бедствий, прибежище прибегающих, чудотворный владыка мира Бодхисаттв».

В китайском буддизме существуют две основных школы, практика которых тесно связана с именем бодхисаттвы Гуаньшиинь — школа Тяньтай (VI век) и школа Цзинту (V век).