Гуманитарные науки


Гуманита́рные нау́ки (от humanus — человеческий, homo — человек) — науки, специализирующиеся на человеке и его жизнедеятельности в обществе.

Гуманитарные науки зародились в эпоху Средневековья и существовали в рамках Семи свободных искусств. Первый их список встречается в труде Исидора Севильского «Этимологии». Однако полного тождества между свободными искусствами и гуманитарным знанием не было, так как свободные искусства включали в себя арифметику, геометрию, а также астрономию. Гуманитарное знание было тесно связано со схоластикой, что сохранилось в английском обозначении ученого-гуманитария как scholar (а не scientist). Основным методом гуманитарного знания была работа с текстами, их комментирование и истолкование.

В отличие от естественных наук, где преобладают субъект-объектные отношения, в гуманитарных науках речь идёт преимущественно о субъект-субъектных отношениях (в связи с чем постулируется необходимость интерсубъективных отношений, диалога, общения с другим).

Можно также отметить трансформацию традиционного разделения наук, ведущего свою историю от Аристотеля по линии Кант — Коген — Бахтин. А именно — разделение логического, этического, эстетического и совершенно особым образом религиозного опыта ответственности.

Здесь мы в первую очередь имеем дело с когеновской идеей заданности исследования выбранным способом и отношением к описанию или же, говоря словами Г. Когена, «методология подхода конституирует предмет исследования».

Фразеологизм «гуманитарные науки» происходит от латинского выражения эпохи Возрождения studia humanitatis, что переводится как изучение человечества. Эта фраза использовалась для обозначения изучения классической литературы и языка, которое рассматривалось как важный аспект утонченного образования в эпоху Возрождения. В начале 15 века studia humanitatis представляла собой курс обучения, который состоял из грамматики, поэзии, риторики, истории и моральной философии, в основном основанный на изучении латинской и греческой классики[3].