Д’Индия, Сиджизмондо


Сиджизмо́ндо д’Индия (итал. Sigismondo d'India, ок. 1582, Палермо? — до 19 апреля 1629, Модена) — итальянский композитор, автор преимущественно светских вокальных сочинений в разных жанрах.

Родился на о.Сицилия. Предположительно, фамилия д’Индия досталась предку Сиджизмондо по названию небольшой реки Индиа в этой местности. О его жизни до 1600 известно мало. Возможно, провел своё детство и юношество в Неаполе, где его наставниками в музыке были композиторы, связанные с академией Фабрицио Джезуальдо. С 1600 по 1609 работал при различных дворах во Флоренции, Мантуе, Неаполе, Риме, в 1610 — в Парме и Пьяченце. В 1611 поступил на службу к герцогу Савойскому в Турине, где оставался до 1623. Был вынужден уехать из-за политических интриг, направился в Модену, затем в Рим. Есть предположения, что он работал при дворе герцога Баварского. Сведений о дальнейшей его жизни нет.

За свою недолгую жизнь Сиджизмондо успел оставить большое творческое наследие: 8 сборников («книг») многоголосных мадригалов, 3 сборника мотетов, 2 сборника вилланелл, 5 сборников под названием «Музыка» (где напечатаны различные сочинения, в том числе одноголосные и инструментальные). Наряду с Монтеверди, стоял у истоков зарождающейся «монодии», которая активно развивавалась, в том числе, во Флорентийской камерате. К началу XVII века в Италии сформировался новый речитативный стиль и новый гомофонно-гармонический склад. Мелодия представляла собой мелодекламацию, выражающую аффекты текста, а сопровождение — цифрованный бас. Сольные мадригалы являются образцами наиболее оригинальной и выразительной музыки Сиджизмондо. Они написаны в речитативном стиле, но композитор сумел преодолеть монотонность своих первых монодий за счет фразировки, «большого дыхания», мелодической выразительности.

Образная сфера светской музыки Сиджизмондо, писавшего на стихи Ф. Петрарки, О. Ринуччини, Дж. Б. Гварини, Дж. Марино и других итальянских поэтов, находится в русле любовной тематики: душевные излияния разлученных влюбленных, горе безответной любви и пр.

Друг, я повержен — прости!
Прости, что нет ничего и в душе.
Увы, увы! Ради неё прошу и беру
Крещения в огненной страсти.

Он открывает свой священный секрет,
А она смеется.
И только смерть покажется счастьем.
Говорю: «О, Небо, я умираю!»