Давид Харкаци


Родился начале VII века в селе Герет области Харк[2]. О раннем периоде жизни ничего неизвестно. Образование получил в Константинополе, где обучался философии и богословию, затем вернулся в Армению[1]. Его деятельность датируется примерно между 660 и 680 годами[3] и в основном была направлена на упрочение проповедуемой Армянской апостольской церковью христианской идеологии[4]. Известно, что часто участвовал в богословских дебатах: поддерживал взгляды Юлиана Галикарнасского, критиковал Севира Антиохийского. Возглавлял грекофильскую школу армянской литературы, основным результатом его сподвижников и последователей стали переводы и толкования трудов Филона Александрийского[5]. Влияние последнего сильно чувствуется в творчестве Давида[2][1][6]. Был сторонником космологического доказательства существования Бога[6].

Написал несколько философских и богословских трудов, которые, однако, сохранились только отрывочно. Помимо армянского писал, вероятно, и на греческом[5]. Важнейшим трудом считается религиозно-философский труд «Вопрошения»[5][3]. Очень ценны его сведения о Данииловых письменах[7][8].

Его часто путают с другими одноимёнными армянскими авторами VI—VII веков (Давид Керакан, Давид Анахт, Давид Ипат, Давид Багревандци, Давид Таронаци)[3][5][6][9].

Давиду Харкаци приписывают и философский труд «Воззрения Аристотеля»[10] (арм. Նկատումն Արիստոտէլի)[11][12].