Дама и фефёла


«Да́ма и фефёла» (Из литературных воспоминаний) — произведение Николая Лескова, построенное как рассказ-воспоминание. Впервые опубликовано с подзаголовком «Рассказы кстати. Из литературных воспоминаний» в 1894 году в журнале «Русская мысль», декабрь, № 12. Одно из последних произведений писателя, при жизни автора не переиздавалось. При подготовке публикации в Собрании сочинений произведение было дополнено писателем несколькими сценами и новыми эпизодами. Двенадцатый том собрания Сочинений Н. С. Лескова вышел уже после смерти писателя в 1896 году. По словам сына писателя А. Н. Лескова, «Дама и фефёла» — это художественное произведение «всего менее мемуарного» характера[1].

Произведение построено как воспоминания писателя из петербургской литературной жизни 1860—1870 гг. В нём фигурируют имена подлинных исторических лиц: журналистов, писателей, художников, публицистов С. С. Дудышкина, А. А. Краевского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Якоби, Г. П. Данилевского, В. В. Крестовского, В. А. Тимирязева, Н. И. Костомарова, П. П. Соколова, М. А. Зичи, М. О. Микешина, В. И. Якоби, Н. Е. Сверчкова, Ю. Ю. Клевера, А. И. Пальма и других. Вместе с тем прототип одного из главных действующих лиц, бедствующий литератор, несчастный в браке с дамой из дворянской семьи, не называется. По словам Андрея Лескова, это мог быть петербургский журналист и литературный критик журналов «Эпоха», «Отечественные записки», «Всемирный труд» Н. И. Соловьёв.

А. Н. Лесков в биографии своего отца-писателя писал: «С годами я отвык вспоминать, по правде сказать, не лишённую замечательных достоинств Пашу <горничную Лесковых>. Но вот, почти в канун смерти отца, появился боевой его рассказ с едким и вызывающим заглавием — «Дама и фефёла». Дан был ему и подзаголовок — «Из литературных воспоминаний». Последний оказался далеко не отвечающим действительному содержанию этого частию полемического, частию беллетристического и всего менее мемуарного произведения». Существенное расхождение с биографией подлинного Соловьёва-критика состояло в том, что Николай Иванович Соловьёв умер 1 января 1874 года в Москве, куда, как продолжает Андрей Лесков, «переселился за несколько лет до своей кончины. Ни о какой «фефёле», оставшейся с ребёнком от него, у нас никогда не поминалось. Во всяком случае, если она и существовала, всё противоречило её появлению в Петербурге. Это надо было обойти. Воспоминания невольно перестроились в свободное творчество. Так было удобнее и для завязки, и для гибкости композиции, и для умножения лиц, положений, событий. В основе была задача противопоставить зловредной „даме“ добросердечную, пусть и апокрифичную „фефёлу“. В лепке последней неожиданно я узнал кое-что, взятое от полузабытой уже Паши» (А. Лесков. Жизнь Николая Лескова, стр. 422—423).