Данцигские законы


Закон Данцига (нем. Danziger Willkür ;[1] на польском языке : Gdański Wilkierz[2]) официальный сборник законов города Данциг (Гданьск).

Основой для законов Данцига были сборники законов Священной Римской империи и других городов Ганзы, особенно Любека. Торговый город Данциг получил любекское право в 1226 году.

В XV веке был создан Прусский союз, чтобы противостоять политике Тевтонского ордена. Прусский союз поддержалл интервенцию в Польшу, вызвав Тринадцатилетнюю войну. В течение этого времени Данциг имел свою собственную систему законов, которая является его самоуправлением. Признание этого закона и других привилегий Данцига королем Польши было необходимым условием для вступления в союз с ним. Данциг подчинялся Королевству Пруссия. Второй Торуньский мир 1466 года подтвердил права Данцига. Данциг оказался в опасности в 1570-х годах, это привело к восстанию Данцига и осаде Данцига (1577) .

В первом разделе Польши в 1772 году Королевство Пруссия захватило часть польских земель в управлении которых был Данциг (но сам Данциг и Торунь не были захвачены так как считались западной частью). Латинские названия Prussia Orientalis и Prussia Occidentalis веками использовались для обеих частей (Восток и Запад) Прусские территории Данцига продолжали свое самоуправление в течение двух десятилетий, затем в 1793 году были окончательно аннексированы Королевством Пруссия, а его самоуправленчиские законы были вытеснены стандартизированными прусскими законами.

Привилегии Данцига подтверждались правами Данцига на внешние отношения, такие как торговля, чеканка монет, а с 1454 года — с польской короной.

Данциг имел особый статус из-за его большого населения (в 1772 году 47 600 в пределах городских стен, насчитывлась от 35 000 до 40 000 за пределами городских стен). Некоторые из политических деятелей Данцига утверждали, что город был верен только королю Польши, утверждая, что статус Данцига похож на статус Имперского свободного города. Данная позиция Данцига никогда не была одобренна Сеймом. Современный немецкий автор сравнивает его со статусом французского Марселя в XVI и XVII веках по отношению к французскому королю.[5]