Двойные стандарты


Двойной стандарт, или двойная мораль[1], — широко распространённое, но официально отрицаемое применение на практике дискриминационных подходов к оценке действий и прав групп населения, стран, рас[2].

Двойные стандарты характеризуются различным применением принципов, законов, правил, оценок к однотипным действиям различных субъектов (одним из которых может выступать сам оценивающий) в зависимости от степени лояльности этих субъектов или иных соображений выгоды для оценивающего. Термин широко используется для негативного описания явлений в современных политологии, журналистике, экономике, обществознании и других гуманитарных науках.

Фридрих Вильгельм Ницше в его «К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (нем. Zur Genealogie der Moral, 1887 год) вновь вводит учение о двойной совести, различая мораль господ от морали рабов. А словосочетание двойная мораль применялось ранее — например, в статье «Совесть» ЭСБЭ указано:

Двойная мораль конечно, ведёт к отрицанию морали вообще; этот вывод мы находим в «Новом учении о нравственности» Антона Менгира, где говорится, что сила и нравственность по существу совпадают: нравственность есть приспособление к соотношениям социальных сил, а совесть есть страх перед дурными последствиями противодействия в приспособлении к соотношениям социальных сил[3].

Термин англ. double standard появился в современном значении в английском языке в середине XIX века, первоначально для обозначения неравных моральных требований к мужчинам и женщинам[4]. Термин применялся и ранее для обозначения двух разных методов измерения, например, для биметаллизма, а также в теологических рассуждениях о добре и зле[5].

Термин вошёл в русский язык в 1950-х годах и в СССР применялся для обозначения расового и классового неравенства в капиталистических странах[6].