Дежерандо, Жозеф-Мари


Барон Жозе́ф-Мари́ Дежерандо́ , или де Жерандо, как он стал именовать себя после получения титула барона (фр. Joseph-Marie de Gérando/Degérando; 29 февраля 1772, Лион — 10 ноября 1842, Париж) — французский лингвист, педагог, публицист, общественный деятель и филантроп. Считается одним из зачинателей антропологии.

Посещал в Париже семинарию и готовился поступить в какой-нибудь духовный орден, чтобы посвятить себя исключительно благотворительности; но этому помешала революция. В 1791 году он становится вместе со своим другом Камилем Жорданом на сторону католиков, отказывавшихся признать гражданское устройство духовенства; в 1793 году вступает в ряды городской милиции восставшего Лиона. Попав раненным в руки республиканцев, он проводит несколько месяцев в тюрьме, поступает затем в солдаты и бежит за границу.[6]

Амнистия 1796 года позволяет ему вернуться на родину. Он становится деятельным помощником Жордана, избранного в совет пятисот, и вместе с ним после 18 фрюктидора оставляет на время Францию; изучает в Тюбингене немецкую литературу и философию.[6]

Возвратившись во Францию, поступает на военную службу. Случайно узнав о заданной Парижским институтом теме «Déterminer quelle a été l’influence des signes sur la formation des idées», Дежерандо пишет на эту тему статью (в 1800 году напечатанную в более обширном виде, под заглавием «Des signes et de l’art de penser, considérés dans leur rapports mutuels»). Оригинальность мыслей, шедших совершенно вразрез с господствовавшими тогда во Франции воззрениями Кондильяка, обращает на него общее внимание и вводит его в круг госпожи Сталь.[6]

К последующим его сочинениям — «Considérations sur les diverses méthodes à suivre dans l’observation des peuples sauvages» (1801) и «La génération des connaissances humaines» (1802) — скоро присоединяется его главный труд «Histoire comparée des systèmes de philosophie relativement aux principes des connaissances humaines» (2-oe изд., 1822-23 г., обнимающий только древнюю и средневековую философию и дополненный уже после смерти Дежерандо его сыном)[6].

Как философ Дежерандо не имел выдающегося значения, но как историк философии он может считаться первым во Франции, давшим научный метод для классификации и объяснения философских доктрин. Он был эклектиком еще до Кузена и, ставя на первый план эмпиризм, старался установить связь между метафизикой и положительными науками.