Ден, Ян


Ян Ден (в оригинале Джон Дин или Джон Ден, англ. John Dean или Deane; 1679 — 18 августа 1761) — с 1711 года по 1722 год офицер военно-морского флота Российской империи. В 1719 году был осуждён военно-морским судом, и в 1722 году уволен со службы. С 1723 года он служил Великобритании, предоставляя различные сведения о флоте Российской империи.

В 1723 году предподнёс королю рукопись «История российского флота в царствование Петра Великого». Материалы Яна Дена были впервые переведены на русский язык графом Е. Е. Путятиным (1897). Перевод этой книги был уточнён, отредактирован и переиздан П. А. Кротовым (1999).

Примерно в 1711 году Ян Ден поступил на службу в Военно-морской флот Российской империи. В 1712 году — третий офицер на 50-пушечном корабле «Пернов». В январе 1715 года Ян Ден получил чин капитан-поручика. В этом же году стал командовать кораблём. В 1716 году под его командованием 52-пушечный корабль «Архангел Ягудиил» пришёл в Копенгаген из Архангельска.

Предположительно, в октябре 1723 года Ян Ден, покинув Санкт-Петербург, добрался на Котлин. В конце осени он отправился на торговом судне из России в Великобританию.

2 июня 1725 года Ян Ден прибыл в Кронштадт. Встретившись с Ф. М. Апраксиным, предъявил ему патент Георга I, в котором не было указано даже имя российской императрицы Екатерины I. Генерал-адмирал решил, что Ян Ден появился в Кронштадте «смотреть и проведывать здешнего состояния». Поэтому Ян Ден был отправлен в Санкт-Петербург, а в середине июня 1725 года он был выслан из страны. Результатом поездки Яна Дена стали пять страниц со списком «Нынешнее состояние русского военного флота. 1725». При этом Ден в донесении британскому государственному секретарю признал, что полностью провалил миссию: его поставленной задачей было не изучение российского флота, а наблюдение за английскими эмигрантами-якобитами в Петербурге[1].

В 1726 году в составе экипажа английской эскадры Дж. Ден прибыл на Балтику, чтобы блокировать Российский флот в его портах. Для достижения этой цели Ян Ден был необходим, потому что он отлично знал фарватеры в Финском заливе. При проходе южнее острова Котлин Ян Ден даже выполнял обязанности лоцмана.