Дессау, Пауль


Пауль Дессау (нем. Paul Dessau; 19 декабря 1894, Гамбург, — 28 июня 1979, Берлин) — немецкий композитор и дирижёр.

Пауль Дессау родился в музыкальной семье: музыкантами были его дед и прадед по отцовской линии, дядя, Бернхард Дессау, был скрипачом и композитором; отец — рабочий табачной фабрики был певцом-любителем. Сам Пауль в 6 лет начал заниматься игрой на скрипке и уже в детском возрасте выступал в концертах, в 1908 году, 14 лет, дал свой первый сольный концерт[1][2].

В 1910—1912 годах Дессау учился в Берлине в Консерватории Клиндворта-Шарвенки, сначала по классу скрипки, однако вскоре педагог нашёл, что его руки для скрипки не годятся; в дальнейшем брал частные уроки игры на фортепиано и композиции[3]. С 1912 года был концертмейстером-репетитором оркестра и ассистентом главного дирижёра в оперном театре в Гамбурге, где ему довелось сотрудничать с Феликсом Вайнгартнером и Артуром Никишем[1][2].

В 1915 году Дессау был призван в действующую армию, воевал на Западном фронте — во Франции, позже служил в военном оркестре пехотного полка в Шлезвиге. После демобилизации в 1918 году вернулся в Гамбург, где писал музыку к пьесам Эриха Цигеля[4]. В дальнейшем Дессау работал в качестве коррепетитора и дирижёра в различных оперных и драматических театрах; в 1919—1923 годах был концертмейстером и капельмейстером в Кёльне у Отто Клемперера, затем в Майнце, с 1925 года в Берлине был первым капельмейстером при Бруно Вальтере в Городской опере[2][4]. С середины 20-х годов Дессау всё чаще выступал как композитор: в 1925 году он получил премию издательства музыкальной литературы за Концертино для скрипки, в 1927 году в Праге с успехом была исполнена его Первая симфония, под управлением Г. Штайнберга[2]. С 1928 года Дессау руководил камерным оркестром кинотеатра «Альгамбра» на Курфюрстендамм в Берлине, в том же году дебютировал как кинокомпозитор[1]. В конце 20-х годов написал музыку к ряду мультфильмов Уолта Диснея[3].

В 1920-е годы Пауль Дессау написал музыку для фильмов «Бури над Монбланом», «Белое безумие», «Приключения в Энгадине», «SOS Айсберг» и «Эй, северный полюс!» немецкого режиссёра, основателя жанра горного фильма Арнольда Фанка[5].

После прихода нацистов к власти в 1933 году Дессау был вынужден эмигрировать; до 1939 года жил в Париже, сотрудничал с Эрнстом Бушем, писал песни, посвящённые республиканской Испании и французскому Народному фронту, в том числе на стихи Бертольта Брехта — «Колонну Тельмана» и «Боевую песнь черных капоров» на текст из пьесы «Святая Иоанна скотобоен»[2][3]. В этот же период написал ряд сочинений, посвящённых иудаизму, в том числе ораторию «Хаггада» (Haggada) в 1936 году[3]. Выступил соавтором музыки к фильму Алексея Грановского «Тарас Бульба», вышедшего в том же году. В Париже Дессау познакомился с Рене Лейбовицем и с его помощью освоил 12-тоновую систему Арнольда Шёнберга[3].