Джадд, Дональд


Дональд Джадд (англ. Donald Judd; 3 июня 1928[1][2][…], Excelsior Springs[вд], Миссури[4][5][…] — 12 февраля 1994[1][2][…], Нью-Йорк, Нью-Йорк[4][5]) — американский скульптор и искусствовед, один из выдающихся представителей минимализма.

Дональд Джадд (имя при рождении — Дональд Кларенс Джадд) родился 3 июня 1928 в Эксельсиор Спрингс, Миссури. Художник служил в армии Соединенных Штатов в Корее. Он изучал философию, а затем историю искусств в Колумбийском университете в Нью-Йорке, а также работал в качестве художественного критика между 1959 и 1965 для ARTnews, Arts Magazine, и Art International.

Начиная с 1960-х, Джадд регулярно выставлялся в галереях США, Европы и Японии. При жизни художника наиболее значительные выставки Джадда прошли в Whitney Museum of American Art, Нью-Йорк (1968, 1988); Национальной галереe Канады, Оттава (1975); Van Abbemuseum, Эйндховен, Нидерланды (1987); Сент-Луисский художественный музей (1991). Последние крупные выставки художника прошли в Музее современного искусства, Саитама, Япония (1999); Walker Art Center, Миннеаполис (2001); Tate Modern, Лондон (2004).

Джадд женился на танцовщице Джулии Финч (Julie Finch) в 1964 (позднее они развелись), имел двух детей — сына Flavin Starbuck Judd (1968) и дочь Rainer Yingling Judd (1970). Сохранив дом в Нью-Йорке на 101 Spring Street, Джадд переехал в город Марфа, Техас, в 1972, где жил и работал до своей смерти 12 февраля 1994.

Дональд Джадд — один из самых значительных американских художников послевоенного периода. Работая в Нью-Йорке в 1960-х, Джадд стал известен как один из ключевых представителей минимализма, хотя сам художник не относил себя к данному стилю[6].

Однако, говоря о Джадде нельзя не обратиться к истокам минимализма. Минимализм, как течение, возник в Нью-Йорке, в период 1960-70-х годов. Наряду с концептуализмом он проводит черту между искусством первой и второй половины XX века. В происхождении минимализма важную роль сыграла книга Камиллы Грей об искусстве советского авангарда, вышедшая в свет в 1962 году. Формы, используемые в минимализме, просты - это пространственные геометрические фигуры с монохромной поверхностью, в большинстве своем нейтрального цвета. Материалы для создания произведений были промышленного происхождения: использовались фанеры, плексигласа и металла. Другие создавались из наборных элементов: кирпича, неоновых трубок и т.д. Определив такие предметы как «специфические объекты», Дональд Джадд писал о них следующее: