Сетаччоли, Джакомо


Джа́комо Сетаччо́ли (итал. Giacomo Setaccioli; 8 декабря 1868[1][2], Тарквиния, Лацио[2][2] — 3 декабря 1925[3] или 5 декабря 1925[2], Сиена, Тоскана[2]) — итальянский композитор и музыкальный педагог.

Родился 8 декабря 1868 года в Корнето (совр. Тарквиния), в семье сапожника Филиппо Сетаччоли и Анджелы Леонарди. Был старшим ребёнком в многодетной семье, кроме него в семье было ещё пятеро детей: Мария, Лаура, Доменико, Маддалена и Паризия[4].

Окончил Академию Санта-Чечилия в Риме, учился композиции у Чезаре Де Санктиса[итал.], позднее преподавал там же.

Автор опер «Последний из Абенсерагов» (итал. L'ultimo degli Abenceragi; 1893, по повести Шатобриана), «Сестра Марка» (итал. La sorella di Mark; 1896), «Молот» (итал. Il martellaccio), Реквиема памяти короля Умберто I, симфонических и хоровых сочинений, песен. Значительная часть произведений не сохранилась, в том числе Симфония ля мажор, в которой, как отмечал Дж. Ч. Парибени, постбрамсовская архитектоника сочетается со средиземноморским лиризмом.

С Концертной увертюрой выиграл в 1898 г. композиторский конкурс своей Альма-матер. Признанием современников пользовалась Соната для кларнета и фортепиано Op. 31, написанная для Аурелио Маньяни[5]. Опубликовал также книгу «Дебюсси — новатор?» (итал. Debussy è un innovatore?; 1910), монографию об опере Джакомо Пуччини «Джанни Скикки» (1920) и ряд работ по гармонии, в том числе итальянский перевод «Трактата о гармонии» Гуго Римана.

Преподавал в Риме композицию и дирижирование, среди его учеников, в частности, Марио Росси, Витторио Гуи, Франческо Сантоликвидо. В 1925 году был назначен директором Флорентийской консерватории имени Керубини, но умер, едва успев приступить к новым обязанностям.