Джанни Скикки деи Кавальканти


Джанни Скикки деи Кавальканти (итал. Gianni Schicchi de' Cavalcanti; ? — ок. 1280 года) — флорентийский горожанин XIII века из рода Кавальканти. Известен как персонаж «Божественной комедии» итальянского поэта Данте Алигьери, где несёт наказание в восьмом круге Ада за то, что выдал себя за умершего богача и сфальсифицировал в корыстных целях завещание от его имени. К этому сюжету обращались французский художник-академист Вильям Бугро в картине «Данте и Вергилий в аду» (1850) и итальянский композитор Джакомо Пуччини в комической опере «Джанни Скикки» (1918), являющейся заключительной и самой популярной частью его «Триптиха».

В восьмом круге Ада «Божественной комедии» Данте (песни XVIII—XXX), в десятом рве, где пребывают души «подделывателей личности» (falsatori di persone), поэт в сопровождении Вергилия наблюдает озверевшего Джанни Скикки, вонзившего зубы в шею казнённого в 1293 году еретика и алхимика Капоккио. Грех Скикки заключается в том, что он выдал себя за умершего богача Буозо Донато[it], чтобы от его имени составить завещание с выгодой для себя. Про этот эпизод идёт речь в песне XXX, стихи 22—45 Ада, в которых Данте сопоставляет судьбу Скикки и мифологической Мирры, дочери царя Кипра Кинира, обманом вступившей с отцом в кровосмесительную связь. Вергилий рассказывает, что она и Скикки («две бледных голых тени») за свои грехи яростно, в неистовстве набрасываются на других обитателей Ада, кусая тех, кто им попадётся на пути:

Он молвил: «Это Мирры безрассудной
Старинный дух, той, что плотских утех
С родным отцом искала в страсти блудной,
Она такой же с ним свершила грех,
Себя подделав и обману рада,
Как тот, кто там бежит, терзая всех,
Который, пожелав хозяйку стада,
Подделал старого Буозо, лёг
И завещанье совершил, как надо»[1].