Джексон, Милт


Милтон «Милт» Джексон (англ. Milton «Milt» Jackson, 1 января 1923, Детройт, США9 октября 1999 Нью-Йорк, США) — американский джазовый музыкант, вибрафонист, работавший в основном в стилях би-боп, хард-боп, афро-кубинский джаз. Создатель Modern Jazz Quartet.

Милтон Джексон уже в подростковом возрасте стал профессионально состоявшимся музыкантом. Обладая абсолютным слухом [1] с семи лет он самостоятельно осваивал гитару, с 11 лет начал брать уроки фортепиано и к окончанию средней школы играл на пяти инструментах: барабаны, литавры, скрипка, гитара и ксилофон. Кроме того, он пел (тенор) в популярном госпел-квартете Evangelist Singers. После окончания школы поступил в музыкальный колледж Мичигана и в 16 лет, по инициативе своего преподавателя, начал осваивать вибрафон, который стал его основным инструментом. Играя на вибрафоне, он начал джазовую карьеру, играя с местными группами Кларенса Ринго и Джорджа Ли.

В 1942 году он чуть было не присоединился к биг-бэнду Ёрла Хайнса, однако получил повестку, отправился в армию и в течение двух лет служил за пределами Соединённых Штатов. Вернувшись в 1944 году, он создал квартет Four Sharps, а также получил своё прозвище «Бэгз» (с англ. — «Мешки»), за мешки под глазами, которые, как признавался сам музыкант, возникли у него после попоек в честь демобилизации. В 1944 году Диззи Гиллеспи, гастролируя по Среднему Западу, увидел выступление Милта Джексона в одном из баров и в 1945 году пригласил присоединиться к его ансамблям, а в 1946 году - к биг-бэнду. Милт Джексон переехал в Нью-Йорк и, став первым вибрафонистом, играющим би-боп, стал и гордостью оркестра Диззи Гиллеспи. Рэй Браун вспоминал, что в оркестре Гиллеспи было много партий духовых и губы музыкантов уставали, так что Гиллеспи поручил Милту Джексону «что-то играть, пока остальные музыканты отдыхают» [1]. Таким образом, в оркестре Гиллеспи образовалось так называемое «малое комбо», оркестр в оркестре из ритм-секции, в которое первоначально входили наряду с Джексоном пианист Джон Льюис, басист Рэй Браун и барабанщик Кенни Кларк.

Наряду со своей основной деятельностью в оркестре Гиллеспи, к концу 1940-х, они начали выступления отдельно от оркестра, под названием Milt Jackson Quartet, а в 1951 году стали самостоятельной группой (Рэя Брауна к тому времени заменил Перси Хит), и в 1952 году стали называться Modern Jazz Quartet.

Милт Джексон оставался в группе до 1974 года, и затем покинул коллектив, отчасти из-за музыкальных разногласий с Джоном Льюисом, который с 1955 года являлся директором группы, отчасти из-за желания заработать. Как, собственно, и до распада Modern Jazz Quartet, Милт Джексон записывался и выступал с различными музыкантами, выступая и как бэнд-лидер, и как сайдмен. До середины 1980-х он в основном записывался для Pablo Records.