Джемаль, Гейдар Джахидович


Гейда́р Джахи́дович Джема́ль (азерб. Heydər Cahid oğlu Camal; 6 ноября 1947, Москва[4] — 5 декабря 2016, Алма-Ата[5]) — российский исламский политический и общественный деятель, философ и поэт.

Председатель Исламского комитета России[6][4]; сопредседатель и член президиума Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие»[7]; постоянный член Организации Исламо-арабская народная конференция (ОИАНК); один из инициаторов создания и член координационного совета Левого фронта России[8][9]; депутат Национальной ассамблеи Российской Федерации[9]. Принимал участие в Маршах несогласных[9].

Родился в Москве в семье азербайджанца и русской. Его отец, Джахид Джемаль[10] (1928—2011), заслуженный художник России[11], родился в Карабахе, селении Гюлаблы Агдамского района Азербайджана[10]. Учился в Азербайджанском государственном художественном училище имени Азима Азимзаде[10]. Окончил Московский художественный институт имени Сурикова по специальности художник-живописец[12], член Союза художников СССР (с 1957 года), преподавал сначала в МАРХИ, а затем в Строгановке[11]. Начиная с 1977 года Джахид Джемаль работал в МГТУ имени А. Косыгина, где занимал должности доцента, а позже профессора кафедры рисунка и живописи. На протяжении двадцати четырёх лет, с 1982 по 2006 годы, являлся заместителем декана факультета прикладного искусства[12]. Дед по отцу сначала возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом в НКВД Закавказской республики, во время Великой Отечественной войны был военным комиссаром Карабаха, затем председателем Верховного Суда Азербайджанской ССР[13].

Мать — профессиональная наездница Ирина Леонидовна Шаповалова. Была дрессировщицей крупных хищников, держала в театре Дурова рысь по кличке Мерси. Её отец, Леонид Шаповалов, был искусствоведом, педагогом, заместителем министра культуры, в 1943—1950 годах — директором Малого театра, позже — профессором и заведующим кафедры философии ГИТИСа, преподавал в Высшей партийной школе[14]. По материнской линии Джемаль — прямой потомок генерала Шепелева[1][4][13].

Согласно Гейдару Джемалю, все его предки были либо атеистами, либо осторожными агностиками. Поскольку он с самого начала идентифицировал себя как азербайджанец, чтобы дистанцироваться от окружающих, а те мусульмане, то он и стал читать соответствующие книги[13]. В итоге, по Г. Джемалю, ислам стал площадкой его самоидентификации[13].