Перри, Джон


Джон Перри (англ. John Perry; 1670, Родборо1732, Сполдинг[3]) — английский капитан, инженер-гидротехник и писатель, оставивший заметки о России.

Родился около 1670 году в Родборо (Глостершир), в мелкопоместной дворянской семье Сэмюэля Перри и Сары Нотт[3]. В юности поступил на флотскую службу, в документе, датированном январём 1690 года, упоминается как лейтенант корабля «Монтегю» под командованием капитана Джона Лейтона, потерявший руку в бою с французским капером[4]. В 1693 году участвовал вновь в морском сражении с французами, командуя кораблём «Лебедь», который был захвачен врагом в качестве приза. Командир эскадры обвинил его в трусости, и суд приговорил его к уплате штрафа в 1000 фунтов стерлингов, а также десяти годам тюремного заключения в Маршалси. В декабре 1694 года, находясь в тюрьме, Перри написал брошюру «Правила для моряков», в приложении к которой подробно изложил своё дело[3]. Работа Перри сделалась известной Адмиралтейству и членам парламента, в результате чего он был досрочно освобождён.

В апреле 1698 года лорд Томас Осборн, герцог Лидс и маркиз Кармартен, представил его русскому царю Петру I, инкогнито посетившим Англию в составе «великого посольства», и вскоре Перри отправился в Россию в качестве строителя кораблей, доков и каналов с годовым жалованьем в 300 фунтов стерлингов[3].

«Первый большой город, в который я приехал в России, — писал Перри, — был Новгород, построенный в верховьях реки Волхова, вытекающей из озера Ильменя и впадающей в Ладожское озеро»[5]. Прибыв уже в июне 1698 года, Перри почти сразу занялся проектированием канала между Волгой и Доном, строительство которого началось в 1700 году, но из-за противодействия дворянства, задержки материала и финансов, а также начавшейся Северной войны шло очень медленно. В сентябре 1701 года Перри, получивший новую должность «управляющего русскими морскими работами», вызван был в Москву и уже в начале 1702 года занялся устройством пристани и доков для ремонта галер в Воронеже. В следующем году ему поручили прокладку судоходного канала между рекой Воронеж и Доном.

К 1710 году Перри производил на реке Дон инженерные работы, а после промедления, вызванного войной с Турцией, получил приказ спроектировать уже канал между Петербургом и Волгой. Перри успешно определил маршрут, и работы были начаты, но жалованье продолжали задерживать, из-за чего англичанин постоянно слал петиции на высочайшее имя. Окончательно рассорившись, видимо, с царём и опасаясь за жизнь, Перри отдал себя под защиту английского посла Уитворта и в 1712 году был вынужден вернуться в Англию. За четырнадцать лет своей службы в России он получил лишь своё годовое жалованье, в чём обвинял не столько Петра, сколько чиновников из Адмиралтейства.