Дзанетти, Антонио Мария


Граф Антонио Мария Дзанетти Старший (итал. Antonio Maria Zanetti, 1680—1767) — итальянский писатель, художник, живописец и гравёр венецианской школы, антиквар и коллекционер, торговец произведениями искусства.

В годы юности, как истинный венецианец Дзанетти умело вкладывал семейный капитал в торговые предприятия, ссудные кассы и страховые компании. Накопив достаточно средств, он стал выступать в качестве чичероне (спровождающего) и торгового агента богатых аристократов, проезжавших через Венецию во время модного в те годы гран-тура[4].

Дзанетти Старший выступал в качестве агента, формировавшего коллекцию картин для герцога Филиппа II Орлеанского, регента Франции, и для Йозефа Венцеля I, принца Лихтенштейна в Вене. Знаменитый коллекционер Пьер Кроза, находясь в Венеции в 1715 году, пригласил Дзанетти и его протеже, живописца Розальбу Каррьеру поехать в Париж. Дзанетти посетил Париж, а затем Лондон, где он приобрёл у Яна Петерсена Зумера три больших тома, содержащие 428 офортов Рембрандта[5].

Дзанетти собрал большую коллекцию гравированных гемм (в то время их называли «резными камнями»), как греко-римских, так и современных. В 1750 году он опубликовал обширный каталог своего собрания под заголовком «Античные геммы Антонио Мария Дзанетти» (Le gemme antiche di Anton Maria Zanetti), составленный А. Ф. Гори и иллюстрированный восемьюдесятью гравюрами по его собственным рисункам. Рисунки для гравюр и многие из инталий и камей его коллекции ныне хранятся в Музее Коррер в Венеции. Чёрная камея с изображением Антиноя из собрания Дзанетти позднее была куплена Джорджем Спенсером, 4-м герцогом Мальборо и получила название «жемчужина Мальборо»[6].

Дзанетти был знатоком венецианской кьяроскуро — цветной гравюры на дереве, он собрал ценную коллекцию гравюр и рисунков венецианских художников. Он сам создавал цветные гравюры по живописным оригиналам Пармиджанино, Тинторетто и других художников. Дзанетти принимал участие в вышедших при содействии историка, филолога и библиотекаря Ватикана Дж. Г. Боттари семитомного издания «Сборник записок по живописи, скульптуре и архитектуре, написанных самыми известными профессорами, процветавшими в этом искусстве на протяжении XV—XVII столетий» (Raccolta di lettere sulla pittura, scultura ed architettura scritte da' più celebri professori che in dette arti fiorirono dal sec. XV al XVII, 1754—1773).